Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 07.05.2021, 05:57

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Праздники сегодня
Информер праздники сегодня
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Устное народное творчество. Былины

Что такое устное народное творчество? Какие жанры фольклора вы знаете?
     В пятом и шестом классах вы уже изучали жанры фольклора – сказки, пословицы, поговорки, песни. Этот урок посвящен былинам. Вы узнаете, когда они возникли, как исполнялись и что отличает их от всех других произведений фольклора. Познакомитесь с воплощением русской силы – богатырем- примером подражания многих детей и взрослых. Прочитаете былину киеского цикла «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и былины новгородского цикла «Вольга и Микула Селянинович», «Садко»


Что такое устное народное творчество?

     Устное народное творчество – самая древняя часть литературы. Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог сказать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Удивительно, что во все времена и до сих пор произведения эти живут и, наверное, будут жить всегда. Устное народное творчество – основа любой литературы: в летописях, в балладах, в повестях и романах всегда находится место для искусства слова.

Что такое былины?

     Фольклор – это народное искусство слова, передаваемое от поколения к поколению.
     Одним из жанров фольклора является былина ( от слова «быль») – произведения устного народной поэзии о русских богатырях и народных героях.

Былина «Вольга и Микула Селянинович»



          Былины повествуют о подвигах богатырей, проявляющих свою силу, удаль, храбрость. Традиционно исследователями выделяются два цикла былин – киевский и новгородский.
     В древних былинах можно обнаружить отголоски славянских мифов – представления о великанах, превращения зверей и птиц. Такова былина «Вольга и Микула Селянинович». Она относится к наиболее древнему новгородскому циклу. Образ персонажа совершенно необычен, непохож на других героев. Речь идет о Вольге – сыне Змея и земной женщины. Он был чародей и охотник и одновременно князь-богатырь, возглавляющий дружину.

Анализ былины «Вольга и Микула Селянинович»

     Идея былины «Вольга и Микула Селянинович» раскрывается в связи с действительностью Новгородской Руси: власть не имеет значения там, где есть сила, данная пахарю землей, а, значит, и ее народом. Противопоставление (антитеза) князя и пахаря – в понимании силы. За Микулой стоит мощь всей его родной новгородской земли, потому и назначает Вольга своим наместником в городе Микулу.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

     Былины об Илье Муромце относятся к киевскому циклу. Эти былины последовательно воссоздают биографию богатыря, историю его подвигов. Основная черта этого богатыря – самоотверженность в служении русским людям. Интересен образ главного врага Ильи – Соловья-разбойника. Исследователь русского фольклора В.Я.Пропп объясняет соединение птичьих и человеческих черт в облике разбойника переходным этапом от древних врагов – мифических чудовищ к вполне реальным историческим противникам – печенегам. Именно таким и сохранила Соловья-разбойника былина получеловеком-полуптицей.

Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

     Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» отражает два события – нашествие печенегов на Русь в 996 и 997 гг. («черная силушка» около Чернигова) и борьбу с разбойниками, количество которых при Владимире увеличилось. Это не столько придорожные грабители, сколько представители тех сил, которые выступали против объединения государства под властью Киева, боролись за свою обособленность.

Исцеление Ильи Муромца

     Сидит однажды Илья в избе один-одинешенек; пора была летняя, страдная, все ушли работать на дальнее поле; сидит Илья, об своей участи горькой раздумывает и слышит, подходят под окна его избы двое калик перехожих. Стучатся калики в окно:
     - Отвори-ка нам дверь, Илья Муромец, пусти к себе в дом калик перехожих отдохнуть по пути.
     Отвечает Илья:
     - Не могу я, Божьи люди, с места сдвинуться, ворот отворить: сижу я сиднем вот уже тридцать лет, не владею ни руками, ни ногами.
     Но повторяют калики свою просьбу и во второй, и в третий раз. Шевельнулся Илья на печи: что за диво! чувствует, что может встать: резвые ноженьки его держат, руками он владеет. Вскочил Илья живо с печи, отворяет каликам ворота, в дом их к себе ведет.

Заветный меч

     <…>Стал Илья и меч себе разыскивать – только не нашлось по нем меча: возьмет Илья меч за рукоять, тут рукоять у него в руках и остается. Сковал тогда себе Илья копье булатное, доброго коня оседлал: положил войлочки на войлочки, потнички на потнички, поверх всего надел на коня седло черкасское с двенадцатью шелковыми подругами, а тринадцатая была всех крепче, из железа выкована.<…>
     <…> Зашил Илья в ладанку горсть земли родной, надел ее а шею, пустил корочку хлебца по Оке матушке за то, что тридцать лет кормила его Ока, поила, отстоял службу Божию, сел на доброго коня и поехал в чужедальнюю сторонушку.

Былина «Садко»



     Былина «Садко» относится к новгородскому циклу былин. Он повествует о героях, родившихся в городе Новгороде, - Ставре Годиновиче, гусляре Садко, буйном молодце Василии Буслаеве. Обычно эти богатыри совершают подвиги по зову сердца, а иногда просто для развлечения. Кроме того, в новгородских былинах нет могучих богатырей, сражающихся с вражеской силой. Герои этих произведений, как и киевские богатыри, обладают яркими и особенными чертами: Садко прекрасно играет на гуслях, так, что невредимым и разбогатевшим возвращается с морского дна домой.
     Эта былина необычна тем, что ее героем является не сказочный богатырь, а торговый человек, купец Садко. В его приключениях и путешествиях народный автор выразил неколебимость духа русского человека, который пускается в искание правды и счастья и находит его на Родине...

Заключение
     На этом уроке вы узнали, что:
- Фольклор – это народное искусство слова, передаваемое от поколения к поколению;
- Былина – жанр устного народного творчества;
- По происхождению все былины делятся на два цикла – новгородский и киевский;
Былины имеют разные художественные формы, бывают героические, сказочные, новеллистические, а также находящиеся на грани с балладой, духовным стихом.












Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Всероссийский конкурс
Календарь
«  Май 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 431

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 431

Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Погода
Рекомендую



Copyright MyCorp © 2012 - 2021