Какие произведения В.П. Астафьева вы читали? Что вы знаете о писателе? Жизнь В.П. Астафьева складывалась нелегко. Война, ранения, случайные работы, смерть ребенка. Силой воли и таланта писатель преодолел невзгоды, став признанным художником слова. В 60-х годах появляются рассказы и повести («Где-то гремит война», 1967), составившие автобиографическую книгу «Последний поклон», написанную от первого лица, с поразительным перевоплощением автора в душу и психологию ребенка, подростка; над этой книгой Астафьев работал с конца 1950-х гг, дописывая ее и после издания, до начала 1990-х гг. «Фотография, на которой меня нет» - глава повести «Последний поклон», рассказывающей о жизни деревни 30-х годов. Деревенская жизнь показана через восприятие ребенка, живущего с бабушкой и дедушкой.
«Фотография, на которой меня нет»
Глядя на фотографию, на которую Витька так и не попал из-за «рематизни», рассказчик с любовью и нежностью вспоминает о своей малой Родине. С гордостью говорит он о ребятах, многих из которых уже не было в живых - их отняла война; с любовью вспоминает бабушку, ласковую, любящую, готовую и настегать прутом, и растопить ночью баню для болеющего внука, которая так смешно ругается и так ласково укладывает спать: «Спи, пташка малая, Господь с тобой и анделы во изголовье…». Вспоминает и рассказывает об отношении к сельским учителям: каждый старался угодить учителю, причем так, чтобы тот не знал: кто дров принесет, кто валенки, или «катанки» починит, кто «тишком» просочится в избу учителя и «забудет» кринку молока, сметаны, творогу, туесок брусники. А уж если случится такое счастье и учитель в гости придет, как это и случилось в семье у мальчика, то хозяйка выставляла на стол самое лучшее… Старая пожелтевшая фотография с обломанными углами - воплощение детства рассказчика, «своеобычная летопись нашего времени, настенная его история». Как вы думаете, возможны ли такие отношения между людьми в городе? Повествование ведется от лица мальчика Вити, живущего вместе с любящими его бабушкой и дедушкой в селе Овсянка. В школу, где он учится, должен приехать фотограф, и это событие важно для всей деревни: где его поселить, чем угостить, о чем поговорить - об этом думают взрослые. Для детей же этот приезд - грандиозный праздник. Из деталей быта, из человеческих отношений узнаем мы о сельской жизни. Например, детей лечит бабушка настойкой из трав, баней с веником и настоем хлебного кваса, заговаривает «пупок дитенку». Каждое окно - своего рода лицо дома: чем искуснее хозяйка украсит его зимой, тем лучше будет и впечатление от дома. Из рассказа мы узнаем, что «в деревне нет привычки стучать и спрашивать», в дом можно заходить просто так. И, конечно, в деревне обязательно есть самые уважаемые люди, любимые всеми и почитаемые.
Заключение
Рассказ «Фотография, на которой меня нет», является одной из глав книги «Последний поклон», над которой автор работал с конца 1950-х гг. до начала 1990-х гг. В «Последнем поклоне» - своеобразной летописи жизни сибирской деревни - Астафьев воссоздает убогий уклад заброшенного села, с его нищетой, пьянством, доходящим до дикого разгула, рисует галерею сибирских характеров. Но эти же люди оказываются способными к добру и участию, в «крайние» минуты спасают и поддерживают друг друга, терпеливо перемалывают жизнь в непосильном труде, часто связанном с опасностью и риском. В них, носителях неписанной, «инстинктивной» морали, видел Астафьев «становую жилу» народа.
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть