Сказка — произведение устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях.
Основные признаки сказки:
присказка
ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках
зачин
традиционное начало сказки
концовка
последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась сказка, но чаще и обращение к слушателю или рассказ сказочника о самом себе
Художественные особенности русской народной сказки
Постоянные эпитеты
красочные определения, признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом (красна девица, живая вода, добрый молодец)
Повторы слов
жили-были, нежданно-негаданно
Обороты речи
ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
Установите соответствие между понятием и цитатой из сказки
Присказка
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте…»
«Погостили они, попировали и поехали в своё царство; приехали и стали жить-поживать, добра наживать да медок попивать»
Постоянные эпитеты
«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос - огурец и построил дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет впереди».
Виды сказок
Волшебные
«Царевна –лягушка», «Сивка –бурка»
Фантастические герои. Предметы – помощники.
Сказки о животных
«Лиса и волк», «Теремок»
Животные наделены не только речью, но и человеческими качествами, решают человеческие проблемы
Бытовые
«Кашица из топора», «Жена-спорщица»
Герои проявляют необычайные личные качества: ум, ловкость, смекалку без помощи чудесных предметов
Знаете ли вы сказки?
1. Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Как называется эта сказка? Кратко передайте её содержание. Какой это вид сказки? Поясните свой ответ.
2. Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Как называется эта сказка? Кратко передайте её содержание. Какой это вид сказки? Поясните свой ответ.
3. Рассмотрите иллюстрации. Как называется эта сказка? Определите вид сказки. Поясните свой ответ.
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть