Сдаём ЕГЭ по русскому языку с опорой на литературу
При аргументации
своей позиции в части С ЕГЭ по русскому языку выпускники обязаны
опереться на собственный читательский опыт. Однако если посмотреть на те
примеры из художественных произведений, которые выпускники приводят на
экзамене, то иначе как лёгким поклоном в сторону литературы их назвать
нельзя. В лучшем случае укажут произведения со сходной тематикой — ни
конкретного эпизода, ни имён героев, ни анализа их действий в работах не
увидишь. В худшем — перепутают всё на свете, начиная с автора, названия
книги, жанра, заканчивая произведением, не имеющим к указанной проблеме
никакого отношения. Встаёт вопрос о специальном повторении
литературного материала к ЕГЭ по русскому языку. Этим повторением нельзя
подменять изучение литературы — иначе мы уложим на обе лопатки и без
того ослабленный в школе предмет. Но нельзя и бросать выпускников на
произвол судьбы: им действительно трудно сориентироваться в поисках
нужного и в объёмном романе, и в россыпях рассказов. Тем более что на
экзамене текстов не дают. Мы с моими выпускниками на занятиях
спецкурса «От анализа текста — к сочинению», ознакомившись с текстами
открытых КИМов, создали "банк проблем”, которые чаще всего встречаются в
текстах ЕГЭ. Систематизировали их по направлениям:
философско-нравственные, взаимоотношения государства и человека, природы
и человека, проблемы семьи, воспитания, культуры и военная проблематика
(естественно, что классификация эта — примерная, рабочая). Следующий
этап работы — заполнение таблицы. Чтобы её заполнить, нужно вспомнить
произведения, изученные с 5-го по 10-й класс. Здесь удобно работать по
группам. (Фрагмент таблицы см. внизу.) Проблема Автор, произведение Эпизод, герои Краткий анализ (оценка героев, событий)
Проблема воспитания (роль наставника в становлении личности) 1. В.Распутин. «Уроки французского» (6-й класс) 2. Ф.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла» (6-й класс) 3. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» (8-й класс) 4. Д.И. Фонвизин. «Недоросль» (8-й класс) 5. Н.В. Гоголь. «Мёртвые души» (9-й класс) В
таблицу можно внести и дополнительную информацию по теме: цитаты из
произведений, пословицы, высказывания известных личностей, компилятивный
материал из СМИ и т.д. Готовясь к урокам литературы, я параллельно
подбирала для спецкурса фрагменты текстов непрограммных произведений
изучаемого писателя, небольшие по объёму рассказы, отрывки из мемуаров.
Иногда на подобный поиск подталкивали и тексты КИМов. Например, прочитав
отрывок из «Записок кавалериста» Н.Гумилёва о проблеме сохранения
культурных ценностей во время военных действий, предложила ребятам
"просмотреть” роман Г.Владимова «Генерал и его армия» и найти там
эпизод, иллюстрирующий эту же проблему. Или, анализируя фрагмент
рассказа А.П. Чехова «Рассказ старшего садовника» о проблеме
оправдательных приговоров, прошу найти аргументы "за” и "против” в самом
рассказе. Есть ещё один вид учебной деятельности, который можно с
успехом применить как на уроках литературы, так и на спецкурсе. Это
смотр знаний, где ребята могут проявить свои метапредметные умения и
навыки. В одном из КИМов-2008 был очень сложный текст В.Астафьева о
превратностях любви. О нём, кстати, замечательно отозвался Л.С. Айзерман
в статье «Технология расчеловечивания…» («Знамя», 2009, № 5), высказав
своё мнение по поводу того, стоит ли давать такие противоречивые по
проблематике тексты на экзамене. Готовясь к открытому мероприятию,
заранее предложила одиннадцатиклассникам посмотреть удивительно
современный фильм «История любви» (1970). Беседа по проблеме текста
Астафьева закрутилась и вокруг просмотренного фильма, и вокруг рассказа
Куприна «Гранатовый браслет», который мы как раз изучали. Родители
вспомнили ещё «Мужчину и женщину» К.Лелюша, польский фильм «Анатомия
любви», сами приняли участие в обсуждении. И проблема астафьевского
текста стала понятнее, ближе — не было уничтожающей критики и героини
текста, и авторского отношения к ней. Результат работы в течение
года фиксировался в «Электронной тетради для подготовки к ЕГЭ», к
которой имел доступ каждый мой ученик. Складывали в "копилку” всё
подряд: и материалы учителя, и переработанные (пересказанные) статьи из
СМИ, и удачные, на наш взгляд, сочинения. В итоге в лицейском
издательстве вышла брошюра «В помощь ученику при подготовке к ЕГЭ».
Фрагменты из неё, содержащие комментарии к некоторым проблемам текстов
части С, представляю вашему вниманию.
I. Философско-нравственные проблемы
Проблема поиска смысла жизни Жизнь
— это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней "с
казённой надобностью”, задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я
родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут
на свой широкий диван, ибо "жизнь трогает везде, достаёт” («Обломов»).
Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам
истины, обретая своё духовное "я”. Один из них — Пьер Безухов — герой
романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». В начале своего пути Пьер
далёк от истины: восхищается Наполеоном, вовлечён в компанию "золотой
молодёжи”, участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и
Курагиным, слишком легко поддаётся грубой лести, причиной которой
становится его огромное состояние. За одной глупостью следует другая:
женитьба на Элен, дуэль с Долоховым... И как итог — полная утрата смысла
жизни. "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для
чего жить и что такое я?” — эти вопросы бессчётное количество раз
прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни. На
пути к нему и опыт масонства, и наблюдение за простыми солдатами в
Бородинской битве, и встреча в плену с народным философом Платоном
Каратаевым. Только любовью движется мир и живёт человек — к этой мысли
приходит Пьер Безухов, обретая своё духовное "я”.
Проблема свободы выбора (выбора пути) Всем
нам известна картина В.Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед
Вещим камнем, где начертано: "Направо пойдёшь — коня потеряешь, себя
спасёшь; налево пойдёшь — себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь — и
себя, и коня потеряешь”. Повесил голову витязь: тяжко ему, надо путь
выбирать, а выбор тот сопряжён с искушением, борьбой, лишениями и
потерями. Загадка вечной души человеческой, однако, сокрыта в народной
мудрости. Пойти направо — значит пойти стезёй правды, ложный путь кривды
— это налево, а прямо — это путь восхождения "через тернии к звёздам”. И
каждый из нас выбирает свой путь... Есть у писателя Ивана Шмелёва
удивительная повесть «Неупиваемая чаша» о талантливом крепостном
художнике Илье Шаронове. Повесть эта о духовной радости, о преодолении
греха светом. Прознал барин Ляпунов о таланте холопа своего и послал
его учиться в обитель живописцев — Вечный город Рим. Много новых имён
узнал Илья в том городе: Тициана и Рубенса, Рафаэля и Тинторетто —
великих художников Возрождения. Многому научился он в Ватиканской
мастерской Терминелли. Написал по заказу кардинала церковную картину —
лик святой Цецилии — не хуже именитых ватиканских мастеров. Пришла пора
возвращаться, уговаривает его мастер остаться: "Велико твоё дарование,
стань вольным в вольной стране”. Не мог принять Илья предложение
учителя, потому что обещал народу своему вернуться в родные места и
послужить ему верой и правдой. Вернувшись, написал два портрета: один
Анастасии Ляпуновой в образе земной женщины, другой — в образе Девы
Пречистой с нимбом на голове. Принял монастырь икону, названную
«Неупиваемая чаша», и обладала она чудотворной силой — исцеляла больных и
убогих. Сбылось напутствие русского рисовальщика Ивана Михайлова:
"Помни, Илья: народ породил тебя — народу и послужить должен!” Таков был
свободный выбор "несвободного” талантливого художника, крепостного Ильи
Шаронова.
Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней "Неуважение
к предкам есть первый признак безнравственности” (А.С. Пушкин).
Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз
Айтматов назвал манкуртом («Буранный полустанок»). Манкурт — человек,
насильно лишённый памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не
знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства,
отца и матери — одним словом, не осознаёт себя человеческим существом.
Такой недочеловек опасен для общества — предупреждает писатель. Совсем
недавно в преддверии великого праздника Победы на улицах нашего города
опрашивали молодых людей, знают ли они о начале и окончании Великой
Отечественной войны, о том, с кем мы воевали, кто такой Г.Жуков...
Ответы были удручающими: молодое поколение не знает даты начала войны,
имён полководцев, многие не слышали о Сталинградской битве, о Курской
дуге... Проблема забвения прошлого очень серьёзна. Человек, не
уважающий историю, не почитающий своих предков, — тот же манкурт. Так и
хочется напомнить этим молодым людям пронзительный крик из легенды
Ч.Айтматова: "Вспомни, чей ты? Как твоё имя? Твой отец Доненбай!”
Проблема утраты (обретения) цели в жизни "Человеку
нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа,
где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа”, —
писал А.П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но
цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник». Герой
его — Николай Иванович Чимша-Гималайский — мечтает приобрести свою
усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В
итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик
("располнел, обрюзг... — того и гляди, хрюкнет в одеяло”). Ложная цель,
зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему
нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение,
совершенствование...
Проблема подлости, предательства и нравственной стойкости Честь
и бесчестие, мужество, героизм и предательство, выбор жизненного пути —
эти проблемы стали главными в романе В.Каверина «Два капитана». На
примере главного героя романа Сани Григорьева воспитывалось не одно
поколение советских мальчишек. Этот герой "сделал” себя сам. Оставшись
сиротой, вместе с другом сбегает из дома, попадает в детский дом в
Москве, знакомится с семьёй Татариновых и узнаёт о погибшей экспедиции
«Святой Марии». Тогда он и решает разгадать её тайну. С упорством ищет
доказательства, что к гибели капитана Татаринова имеет отношение его
двоюродный брат — Николай Антонович Татаринов. На жизненном пути
Саня не раз сталкивался с низостью и подлостью одноклассника Ромашки. Во
время войны тот оставляет в лесу тяжелораненого Саню, забрав у него
документы и оружие. Встретившись с Катей Татариновой, Ромашов обманывает
её, говоря, что Григорьев пропал без вести. Но правда о предательстве
всё расставила по своим местам: Ромашова арестовывают, Саня соединяется с
Катей и после войны продолжает поиски экспедиции. "Бороться и
искать, найти и не сдаваться” — жизненный принцип Сани Григорьева
помогает ему выстоять в борьбе с лицемерами, клеветниками, предателями,
помогает сохранить любовь, веру в людей, наконец, рассказать всю правду о
пропавшей экспедиции капитана Татаринова. Проблема равнодушия, нравственной чёрствости Зимний
вечер. Шоссе. Комфортабельный автомобиль. В нём тепло, уютно, звучит
музыка, изредка прерываемая голосом диктора. Две счастливые
интеллигентные пары едут в театр — впереди встреча с прекрасным. Не
спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в
темноте, прямо на дороге фигуру женщины "с ребёнком, завёрнутым в
одеяло”. "Ненормальная!” — раздаётся крик водителя. И всё — темнота! Нет
былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что
совсем скоро ты окажешься в мягком кресле партера и будешь заворожённо
смотреть спектакль. Казалось бы, банальная ситуация: отказались
подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет.
Однако вечер безнадёжно испорчен. Ситуация "дежа вю”, как будто это уже
было, — проносится мысль у героини рассказа А.Масс. Конечно, было — и не
раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и
вся — явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в
одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает
писательница Анна Масс. В данной ситуации она — очевидец произошедшего
на дороге. Ведь та женщина нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под
колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребёнок, его надо было
довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше
проявления милосердия. И как гадко ощущать своё бессилие в подобной
ситуации, остаётся только представить себя на месте этой женщины, когда
"мимо проносятся довольные собой люди в комфортабельных машинах”. Муки
совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: "Я
молчала и ненавидела себя за это молчание”. "Довольные собой люди”,
привыкшие к комфорту, люди с мелкособственническими интересами — те же
герои Чехова, "люди в футлярах”. Это и доктор Старцев в «Ионыче», и
учитель Беликов в «Человеке в футляре». Вспомним, как едет "на тройке с
бубенчиками пухлый, красный” Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его
Пантелеймон, "тоже пухлый и красный”, кричит: "Прррава держи!” "Прррава
держи” — это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих.
На их благополучной дороге жизни не должно быть никаких помех. А в
беликовском "как бы чего не вышло” мы так и слышим резкий возглас
Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: "А вдруг этот
ребёнок заразный? У нас тоже, между прочим, дети!” Духовное оскудение
этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту —
мещане, обыватели, возомнившие себя "хозяевами жизни”.
II. Человек и государство
Проблема взаимоотношения власти и человека Проблемы
соотношения личности и тоталитарного государства, противоборства
нравственной и безнравственной систем ценностей, рабской психологии,
свободы выбора поднимаются в философской сказке-драме Е.Шварца «Дракон».
Перед нами город Дракона, где на главном здании красуется надпись:
"Людям вход безусловно запрещён!” Обратим внимание на то, что слово
"безусловно” здесь не является вводным, а выполняет функцию
категорического императива. И живут в этом городе "безрукие души,
безногие души, легавые души, цепные души, окаянные души, дырявые души,
продажные души, прожжённые души, мёртвые души”. В драконьем городе все
одинаково мыслят, говорят хором, в особо важные дни проводят митинги,
обсуждают заранее решённые вопросы. Все исправно скандируют: "Слава
Дракону!” Главной добродетелью в городе считается послушание и
дисциплина. Единомыслие, по мнению драматурга, и порождает мёртвые души.
"Единомыслие — это даже хуже, чем безмыслие. Это минус-мысль, это тень
мысли, её потустороннее состояние” (М.Липовецкий). Здесь всё покупается и
продаётся, преследуется, убивается. Человек, находящийся внутри
системы, никакой её деформации не замечает: он свыкся, сжился с
системой, намертво привязан к ней. Потому-то совсем не просто "в каждом
убить дракона”. Не масса, по мнению Е.Шварца, противостоит системе, а
личность. Главному герою драмы Ланцелоту удалось силой духовного
сопротивления выстроенной системе вернуть веру в свободу личности, в
нравственный закон — в эти простые и незыблемые человеческие ценности
бытия.
Проблема художника и власти Проблема художника и власти в
русской литературе, пожалуй, одна из самых болезненных. Особым трагизмом
она отмечена в истории литературы ХХ ве¬ка. А.Ахматова, М.Цветаева,
О.Мандельштам, М.Булгаков, Б.Пастернак, М.Зощенко, А.Солже¬ницын (список
можно продолжить) — каждый из них ощутил "заботу” государства, и каждый
отразил её в своём творчестве. Одним ждановским постановлением от 14
августа 1946 года могла быть зачёркнута писательская биография
А.Ахматовой и М.Зощенко. Б.Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» в
период жестокого давления правительства на писателя, в период борьбы с
космополитизмом. Травля писателя возобновилась с особой силой после
присуждения ему Нобелевской премии за роман. Союз писателей исключил
Пастернака из своих рядов, представив его внутренним эмигрантом,
человеком, порочащим достойное звание советского писателя. И это за то,
что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского
интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго. Творчество — единственный
способ бессмертия творца. "Для власти, для ливреи не гнуть ни совести,
ни помыслов, ни шеи” — это завещание А.С. Пушкина («Из Пиндемонти»)
стало определяющим в выборе творческого пути истинных художников.
Проблема эмиграции Не
покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают
насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обстоятельств, но ни один
из них не забывает своё Отечество, дом, где родился, землю родную. Есть,
например, у И.А. Бунина рассказ «Косцы», написанный в 1921 году. Этот
рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу
пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом
незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со
всей Россией связанное. Небольшое пространство повествования наполнено
лучезарным светом, чудными звуками и тягучими запахами, и получился не
рассказ, а светлое озеро, какой-то Светлояр, в котором отражается вся
Россия. Недаром во время чтения «Косцов» Буниным в Париже на
литературном вечере (было двести человек), по воспоминаниям жены
писателя, многие плакали. Это был плач по утраченной России,
ностальгическое чувство по Родине. Бунин прожил в эмиграции большую
часть своей жизни, но писал только о России. Эмигрант третьей волны
С.Довлатов, уезжая из СССР, прихватил с собой единственный чемодан,
"старый, фанерный, обтянутый материей, обвязанный бельевой верёвкой”, — с
ним он ещё в пионерский лагерь ездил. Никаких сокровищ в нём не было:
сверху лежал двубортный костюм, под ним — поплиновая рубашка, далее по
очереди — зимняя шапка, финские креповые носки, шофёрские перчатки и
офицерский пояс. Эти вещи стали основой для коротких
рассказов-воспоминаний о родине. Они не имеют материальной ценности, они
— знаки бесценной, по-своему абсурдной, но единственной жизни. Восемь
вещей — восемь историй, и каждая — своеобразный отчёт о прошлой
советской жизни. Жизни, которая останется навсегда с эмигрантом
Довлатовым.
Проблема интеллигенции По мнению академика Д.С.
Лихачёва, "основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода,
свобода как нравственная категория”. Несвободен интеллигентный человек
только от своей совести. Звание интеллигента в русской литературе
заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю.Домбровского
(«Факультет ненужных вещей»). Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс
с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении,
будь то Гражданская война или сталинские репрессии. Есть и другой тип
русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них —
герой повести Ю.Трифонова «Обмен» Дмитриев. У него тяжело больна мать,
жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя
взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом.
Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за бездуховность,
мещанство, но затем соглашается с ней, считая, что она права. В квартире
становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта
нарастает, вещи замещают духовную жизнь. В связи с этим вспоминается
другое произведение — «Чемодан» С.Довлатова. Скорее всего "чемодан” с
ветошью, вывезенный журналистом С.Довлатовым в Америку, вызвал бы у
Дмитриева и его жены только чувство брезгливости. Вместе с тем для героя
Довлатова вещи не имеют материальной ценности, они — напоминание о
прошедшей юности, друзьях, творческих поисках. Источник: газета `Русский язык` , 2009 год
|