Николай Александрович Добролюбов
родился (24 января) 5 февраля 1836 года в Нижнем Новгороде, в семье
священника. Когда Николаю было 8 лет, его начальным образованием начал
заниматься семинарист, ученик философского класса М.А. Костров, который
старался уделять внимание развитию мыслительных способностей своего
ученика. В 11 лет Николай пошел в старший класс духовного училища, а
через год он перешел в духовную семинарию. Преподавателей удивляли своей
глубиной сочинения Добролюбова, темой которых была русская церковная
история и различные философские темы. В 1853 году он поступил в
Петербургский Главный педагогический институт и окончил его в 1857 году.
Во время обучения Добролюбов был главой политического студенческого
кружка, а в 1855 году выпустил нелегальную газету «Слухи». Добролюбов
познакомился с Николаем Некрасовым и Николаем Чернышевским в 1856 году и
стал одним из авторов некрасовского «Современника». К этому периоду
относятся его статьи, в которых он обосновал свои
литературно-эстетические, философские и исторические взгляды: «О степени
участия народности в развитии русской литературы», «Первые годы
царствования Петра Великого», «Русская цивилизация» и другие, и которые
проникнуты духом демократизма. Также Добролюбов пишет фельетоны и
стихотворные пародии в «Свистке» — сатирическом отделе «Современника», и
статьи о произведениях И.Гончарова, А.Островского, И.Тургенева, в
которых клеймил деспотизм и крепостнический уклад, призывал к ликвидации
крепостничества и всех его «порождений». В 1860 году он выехал за
границу с целью лечения развившегося у него туберкулеза, но лечение не
принесло эффекта. В июне 1861 года Николай Александрович Добролюбов
вернулся в Петербург, где и умер (17) 29 ноября. Он был похоронен на
Литераторских мостках Волкова кладбища Петербурга. Добролюбов оставил
после себя большое литературное наследие – фельетоны, стихи,
публицистику на различные темы (исторические, философские,
литературные), стихотворные пародии.
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть