ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС: ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
Адаптация
– это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток
к условиям среды, это постоянный процесс приспособления индивида к
условиям социальной среды. Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.
Цель адаптационного периода – помочь ребятам познакомиться друг с
другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными
правилами.
Физиологические | Психологические | - Изменение режима дня. - Необходимость игры. - Правильная посадка. - Организация правильного питания. - Развитие двигательной активности. - Воспитание самостоятельности и ответственности | - Психологический климат в семье. - Самооценка ребенка. - Самооценка ребенка для родителей. - Формирование интереса к школе. - Дружеское общение с одноклассниками. - Недопустимость физического воздействия. - Предоставление самостоятельности. - Учет темперамента ребенка. - Организация контроля за учебой. - Поощрения за успехи и достижения. - Моральное стимулирование. - Развитие самоконтроля и самооценки. |
Некоторые
дети в силу своих психологических особенностей не готовы к необходимой
самостоятельности – совмещать учебные и организационные стороны школьной
жизни: - они испытывают растерянность; - все время все путают и забывают; - не могут сосредоточиться на учебе.
Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны
взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную
школьную жизнь.
Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости!
Закон семьи
I закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку. II закон. Закон значимости похвалы для ребенка. III закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи. IV закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Когда уместна тревога?
Обычно
| Опасно
| Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям.
| Полное отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность.
| Начинает
время от времени говорить, что учиться надоело (особенно в конце недели
и четверти), но активно интересуется всем остальным.
| Ничего не интересно, безразличие ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.
| Радуется, когда не надо делать домашнее задание.
| Делает уроки только «из-под палки».
| Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.
| Нежелание
ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в
формах активного протеста, либо симптомами болезней, которые кончаются
сразу после того, как разрешат остаться дома.
| Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу.
| Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию.
|
Вывод:
беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым,
выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.
Законы родительской истины
Закон 1 Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов! Закон 2
Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него
умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к
другим людям. Не исключено, что это будете Вы. Закон 3 Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого приводят к боязни и ненависти. Закон 4 Не налагайте запретов. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом. Закон 5
Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте
возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим. Закон 6 Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности. Закон 7 Развивайте в себе чувство юмора. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем над ним будут смеяться другие люди. Закон 8 Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит! Закон 9 Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет». Закон 10 Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!
Памятка для родителей.
1)
Условия успешности обучения в школе: здоровье, кругозор,
психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив,
желание учиться.
2) Предпосылки сформированности учебной
деятельности: ориентация на систему правил в работе, умение слушать,
выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу. 3)
Положительную мотивацию вашему ребёнку создадут: ваше спокойное и
радостное отношение к школе, отсутстиве завышенных требований к успехам
ребёнка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребёнка перед
возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру. К окончанию начальной школы ребёнок должен хотеть и уметь учиться. Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!
|