А.А. Ахматова. Жизнь и творчество
На рубеже столетий, накануне Октябрьской революции, в эпоху потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась одна из самых значительных во всей современной мировой литературе «женская» поэзия - поэзия Анны Андреевны Ахматовой (Горенко) (1889-1966). Она дала литературе «целую книгу женской души». При этом Ахматова всегда оставалась поэтом традиционным, поставившим себя под знамя русской классики, прежде всего Пушкина.
Поэзия Ахматовой духовна, она вобрала в себя великие гуманистические традиции всей мировой и русской культуры. В ее стихах оживает память о пути, пройденном человеком в поисках красоты и правды.
Творческий путь
Творческий и жизненный путь А.А. Ахматовой был непростым и тернистым. Анна Ахматова сумела пережить все: горе и обиды, войны и революции, гибель мужа, Николая Гумилева, расстрелянного по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, заключение сына в годы репрессий, гонения и нападки, боль непонимания и запрет печататься.А в комнате опального поэта
Дежурят страх и Муза в свой черед
И ночь идет,
Которая не ведает рассвета.
Кажется невероятным, что такая хрупкая чувствительная женщина смогла перенести столько горя и сохранить в своем сердце великую способность любви - к близким, к своему народу, к родине, к жизни. Эта любовь наполняет ее стихи особым светом, возрождающим и веру, и надежду.
Ранняя лирика
Поэзии А. Ахматовой всегда было тесно в рамках какого-то определенного литературного течения, хотя она говорила: «Мы. акмеисты...». Я - голос ваш, жар вашего дыханья,
Я - отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья, -
Ведь все равно я с вами до конца.
Бесконечно любящая Пушкина, А. Ахматова провела свое детство и юность в Царском Селе, где все, казалось, было пропитало поэзией. Вероятно, отсюда берутся истоки и изысканность ее слога, и красота и ясность классических форм.
На землю саван тягостный возложен.
Торжественно гудят колокола,
И снова дух смятен и потревожен
Истомной скукой Царского Села.
«Беспомощные стихи»
А.А. Ахматова начала писать очень рано - лет в одиннадцать-двенадцать, но впоследствии она называла свои первые опыты «беспомощными стихами». Первые же ее изданные сборники явились своеобразной антологией любви: любовь преданная и верная, и любовные измены, встречи и разлуки, радость и чувство грусти, одиночества, отчаяния:
Он был со мной еще совсем недавно.
Такой влюбленный, ласковый и мой,
Но это было белою зимой,
Теперь весна, и грусть весны отравна,
Он был со мной еще совсем недавно...
А.А. Ахматова начала писать очень рано - лет в одиннадцать-двенадцать, но впоследствии она называла свои первые опыты «беспомощными стихами». Первые же ее изданные сборники явились своеобразной антологией любви: любовь преданная и верная, и любовные измены, встречи и разлуки, радость и чувство грусти, одиночества, отчаяния:
Он был со мной еще совсем недавно.
Такой влюбленный, ласковый и мой,
Но это было белою зимой,
Теперь весна, и грусть весны отравна,
Он был со мной еще совсем недавно...
«Вечер». «Четки»
Первый сборник Ахматовой «Вечер» вышел в 1912 году и сразу привлек к себе внимание литературных кругов, принес ей известность. Это сборник - своеобразный лирический дневник поэта, обращение к национальной истории и культуре:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы леем
Еле слышный шелест шагов.
Второй сборник, «Четки», появился в 1914 году.
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить.
Чтоб утомить ненужную тревогу.
О самых трепетных чувствах и отношениях Анна Ахматова умела говорить просто и легко.
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы леем
Еле слышный шелест шагов.
Второй сборник, «Четки», появился в 1914 году.
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить.
Чтоб утомить ненужную тревогу.
О самых трепетных чувствах и отношениях Анна Ахматова умела говорить просто и легко.
«Белая стая»
В 1917 году выходит третий сборник А.А. Ахматовой - «Белая стая», в котором отразились глубокие раздумья поэтессы о зыбкой и тревожной предреволюционной действительности, об ужасах войны.
В стихотворении «Молитва» (1915) впервые с большой силой проявляется тревога за судьбу России, она просит Бога принять от нее любые, даже самые страшные для женщины жертвы, лишь бы родная страна вновь обрела покой и величие.
Дай мне горькие годы недуга.
Задыханья, бессонницу, жар.
Отыми и ребенка, и друга.
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Стихотворение оказалось пророческим: все, что просила Ахматова, так и случилось.
В стихотворении «Молитва» (1915) впервые с большой силой проявляется тревога за судьбу России, она просит Бога принять от нее любые, даже самые страшные для женщины жертвы, лишь бы родная страна вновь обрела покой и величие.
Дай мне горькие годы недуга.
Задыханья, бессонницу, жар.
Отыми и ребенка, и друга.
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Стихотворение оказалось пророческим: все, что просила Ахматова, так и случилось.
Природа творчества для Ахматовой
Книги «Подорожник» и «Anno Domini МСМХХ1» упрочили за Ахматовой славу одного из первых поэтов России. Однако следующая книга ее стихов «Тростник» вышла лишь в 1940 году. О том, как рождаются стихи, Ахматова рассказала в цикле «Тайны ремесла».
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора.
Как лопухи и лебеда.
В чем видит Ахматова природу творчества? Творчество для Ахматовой - явление того же порядка, что и жизнь. Стихи возникают из гущи самой жизни. Задача поэта - услышать их. Поэзия вырастает из «сора» земли, поднимая с собой человека, земное хочет быть услышанным через поэта и обрести бессмертие:
Многое еще, наверно, хочет
Быть воспетым голосом моим:
То, что, бессловесное, грохочет,
Иль во тьме подземной камень точит,
Или пробивается сквозь дым.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора.
Как лопухи и лебеда.
В чем видит Ахматова природу творчества? Творчество для Ахматовой - явление того же порядка, что и жизнь. Стихи возникают из гущи самой жизни. Задача поэта - услышать их. Поэзия вырастает из «сора» земли, поднимая с собой человека, земное хочет быть услышанным через поэта и обрести бессмертие:
Многое еще, наверно, хочет
Быть воспетым голосом моим:
То, что, бессловесное, грохочет,
Иль во тьме подземной камень точит,
Или пробивается сквозь дым.
Повествовательность лирики Ахматовой
Большинство стихов А.А. Ахматовой недлинные по форме, но очень емкие по содержанию, острота взгляда в них сопровождается остротой мысли.
Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит.
Одной надеждой меньше стало.
Одною песней больше будет.
Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит.
Одной надеждой меньше стало.
Одною песней больше будет.
Ахматовскую поэзию отличает повествовательность лирики, многие ее стихотворения напоминают новеллы. Эти произведения являются доверительным рассказом поэта о реальных событиях, о своих мыслях и чувствах.
Образ Родины
Бесконечно разнообразны образы любви в творчестве Анны Ахматовой, но самой всеобъемлющей была любовь к Родине, к России, особенно в тяжелую для страны минуту, во время страданий ее народа. Трагична судьба России, трагична и судьба поэтессы вместе с ней, она разделила участь своей страны.
Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора - уехать из России или остаться. Ахматова не мыслила себя в отрыве от Родины, эмиграция казалась ей предательством:
Не с теми я кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора - уехать из России или остаться. Ахматова не мыслила себя в отрыве от Родины, эмиграция казалась ей предательством:
Не с теми я кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
«Мужество»
Вершиной гражданской поэзии А.А. Ахматовой можно считать лирику Великой Отечественной войны. Стихотворения этого периода, полные беспредельной преданности родной земле, выражали думы и настроения русского народа:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
«Реквием» Ахматовой как голос времени
Поэма «Реквием», написанная в 1935-1940 годах, стала настоящим памятником национальной трагедии, в которой Ахматова рассказывает не только о своем горе и боли, но и помогает услышать голос времени, увидеть страдания и беду всего русского народа.
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
Волна репрессий черным крылом задела семью А.А. Ахматовой - единственный сын оказался в тюрьме. Неизвестность его дальнейшей участи, страх никогда его больше не увидеть - это самое страшное испытание в ее судьбе.
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
Волна репрессий черным крылом задела семью А.А. Ахматовой - единственный сын оказался в тюрьме. Неизвестность его дальнейшей участи, страх никогда его больше не увидеть - это самое страшное испытание в ее судьбе.
Заключение
Поэзия Анны Ахматовой занимает особое место в русской литературе, поскольку в ней органично соединились новая поэзия XX века с лучшими традициями русской литературы. Поэзия А.А. Ахматовой очень оригинальна, своеобразна, узнаваема.
Со страниц ахматовских сборников перед нами раскрывается живая и глубоко чувствительная душа настоящей женщины. Живя в тяжелое время, Ахматова сумела сохранить стойкость духа и надежду, веру и любовь. Ее не сломили суровые испытания. Все увиденное она сумела передать в стихах, поражающих правдой и болью.
«Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных», - писала Ахматова.
Анна Ахматова ощутила свою личную судьбу как судьбу национальную и потому стала чистым, сдержанным и совестливым голосом эпохи.
Со страниц ахматовских сборников перед нами раскрывается живая и глубоко чувствительная душа настоящей женщины. Живя в тяжелое время, Ахматова сумела сохранить стойкость духа и надежду, веру и любовь. Ее не сломили суровые испытания. Все увиденное она сумела передать в стихах, поражающих правдой и болью.
«Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных», - писала Ахматова.
Анна Ахматова ощутила свою личную судьбу как судьбу национальную и потому стала чистым, сдержанным и совестливым голосом эпохи.