Главная | Регистрация | Вход | RSS | Суббота, 27.04.2024, 05:36 |
Приветствую Вас Гость |
|
А.А. Ахматова. Жизнь и творчество На рубеже столетий, накануне Октябрьской революции, в эпоху потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась одна из самых значительных во всей современной мировой литературе «женская» поэзия - поэзия Анны Андреевны Ахматовой (Горенко) (1889-1966). Она дала литературе «целую книгу женской души». При этом Ахматова всегда оставалась поэтом традиционным, поставившим себя под знамя русской классики, прежде всего Пушкина. Поэзия Ахматовой духовна, она вобрала в себя великие гуманистические традиции всей мировой и русской культуры. В ее стихах оживает память о пути, пройденном человеком в поисках красоты и правды. Творческий путь Творческий и жизненный путь А.А. Ахматовой был непростым и тернистым. Анна Ахматова сумела пережить все: горе и обиды, войны и революции, гибель мужа, Николая Гумилева, расстрелянного по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, заключение сына в годы репрессий, гонения и нападки, боль непонимания и запрет печататься.А в комнате опального поэта Дежурят страх и Муза в свой черед И ночь идет, Которая не ведает рассвета. Кажется невероятным, что такая хрупкая чувствительная женщина смогла перенести столько горя и сохранить в своем сердце великую способность любви - к близким, к своему народу, к родине, к жизни. Эта любовь наполняет ее стихи особым светом, возрождающим и веру, и надежду. Ранняя лирика Поэзии А. Ахматовой всегда было тесно в рамках какого-то определенного литературного течения, хотя она говорила: «Мы. акмеисты...». Я - голос ваш, жар вашего дыханья, Я - отраженье вашего лица. Напрасных крыл напрасны трепетанья, - Ведь все равно я с вами до конца. Бесконечно любящая Пушкина, А. Ахматова провела свое детство и юность в Царском Селе, где все, казалось, было пропитало поэзией. Вероятно, отсюда берутся истоки и изысканность ее слога, и красота и ясность классических форм. На землю саван тягостный возложен. Торжественно гудят колокола, И снова дух смятен и потревожен Истомной скукой Царского Села. «Беспомощные стихи» А.А. Ахматова начала писать очень рано - лет в одиннадцать-двенадцать, но впоследствии она называла свои первые опыты «беспомощными стихами». Первые же ее изданные сборники явились своеобразной антологией любви: любовь преданная и верная, и любовные измены, встречи и разлуки, радость и чувство грусти, одиночества, отчаяния: Он был со мной еще совсем недавно. Такой влюбленный, ласковый и мой, Но это было белою зимой, Теперь весна, и грусть весны отравна, Он был со мной еще совсем недавно... «Вечер». «Четки» Первый сборник Ахматовой «Вечер» вышел в 1912 году и сразу привлек к себе внимание литературных кругов, принес ей известность. Это сборник - своеобразный лирический дневник поэта, обращение к национальной истории и культуре: Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы леем Еле слышный шелест шагов. Второй сборник, «Четки», появился в 1914 году. Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить. Чтоб утомить ненужную тревогу. О самых трепетных чувствах и отношениях Анна Ахматова умела говорить просто и легко. «Белая стая» В 1917 году выходит третий сборник А.А. Ахматовой - «Белая стая», в котором отразились глубокие раздумья поэтессы о зыбкой и тревожной предреволюционной действительности, об ужасах войны. В стихотворении «Молитва» (1915) впервые с большой силой проявляется тревога за судьбу России, она просит Бога принять от нее любые, даже самые страшные для женщины жертвы, лишь бы родная страна вновь обрела покой и величие. Дай мне горькие годы недуга. Задыханья, бессонницу, жар. Отыми и ребенка, и друга. И таинственный песенный дар – Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей. Стихотворение оказалось пророческим: все, что просила Ахматова, так и случилось. Природа творчества для Ахматовой Книги «Подорожник» и «Anno Domini МСМХХ1» упрочили за Ахматовой славу одного из первых поэтов России. Однако следующая книга ее стихов «Тростник» вышла лишь в 1940 году. О том, как рождаются стихи, Ахматова рассказала в цикле «Тайны ремесла». Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора. Как лопухи и лебеда. В чем видит Ахматова природу творчества? Творчество для Ахматовой - явление того же порядка, что и жизнь. Стихи возникают из гущи самой жизни. Задача поэта - услышать их. Поэзия вырастает из «сора» земли, поднимая с собой человека, земное хочет быть услышанным через поэта и обрести бессмертие: Многое еще, наверно, хочет Быть воспетым голосом моим: То, что, бессловесное, грохочет, Иль во тьме подземной камень точит, Или пробивается сквозь дым. Повествовательность лирики Ахматовой Большинство стихов А.А. Ахматовой недлинные по форме, но очень емкие по содержанию, острота взгляда в них сопровождается остротой мысли. Я улыбаться перестала, Морозный ветер губы студит. Одной надеждой меньше стало. Одною песней больше будет. Ахматовскую поэзию отличает повествовательность лирики, многие ее стихотворения напоминают новеллы. Эти произведения являются доверительным рассказом поэта о реальных событиях, о своих мыслях и чувствах. Образ Родины Бесконечно разнообразны образы любви в творчестве Анны Ахматовой, но самой всеобъемлющей была любовь к Родине, к России, особенно в тяжелую для страны минуту, во время страданий ее народа. Трагична судьба России, трагична и судьба поэтессы вместе с ней, она разделила участь своей страны. Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора - уехать из России или остаться. Ахматова не мыслила себя в отрыве от Родины, эмиграция казалась ей предательством: Не с теми я кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. «Мужество» Вершиной гражданской поэзии А.А. Ахматовой можно считать лирику Великой Отечественной войны. Стихотворения этого периода, полные беспредельной преданности родной земле, выражали думы и настроения русского народа: Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах. И мужество нас не покинет. «Реквием» Ахматовой как голос времени Поэма «Реквием», написанная в 1935-1940 годах, стала настоящим памятником национальной трагедии, в которой Ахматова рассказывает не только о своем горе и боли, но и помогает услышать голос времени, увидеть страдания и беду всего русского народа. Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад, И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград. Волна репрессий черным крылом задела семью А.А. Ахматовой - единственный сын оказался в тюрьме. Неизвестность его дальнейшей участи, страх никогда его больше не увидеть - это самое страшное испытание в ее судьбе. Заключение Поэзия Анны Ахматовой занимает особое место в русской литературе, поскольку в ней органично соединились новая поэзия XX века с лучшими традициями русской литературы. Поэзия А.А. Ахматовой очень оригинальна, своеобразна, узнаваема. Со страниц ахматовских сборников перед нами раскрывается живая и глубоко чувствительная душа настоящей женщины. Живя в тяжелое время, Ахматова сумела сохранить стойкость духа и надежду, веру и любовь. Ее не сломили суровые испытания. Все увиденное она сумела передать в стихах, поражающих правдой и болью. «Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных», - писала Ахматова. Анна Ахматова ощутила свою личную судьбу как судьбу национальную и потому стала чистым, сдержанным и совестливым голосом эпохи. |
|
Copyright MyCorp © 2012 - 2024 |