Главная | Регистрация | Вход | RSS | Четверг, 25.04.2024, 21:42 |
Приветствую Вас Гость |
|
А.Н.Островский Жизнь и творчество Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Москве. Его отец, Николай Федорович, закончил сначала Костромскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию, но от церковной службы отказался и большую часть жизни проработал в судебном ведомстве. Мать, Любовь Ивановна, дочь московской просвирни, умерла, когда Александру было восемь лет. Обстановка в которой жил и воспитывался А.Н.Островский, способствовала его знакомству с бытом и нравами «третьего сословия»: клиенты отца, соседи по Замоскворечью, друзья были в основном купцы и мещане.(Просвирня – женщина, которая печет просвирни (просфоры), небольшие хлебцы из пшеничной муки, употребляемые в православной церкви при совершении литургии (обедни). Просвирни, обычно вдовы из духовного звания, были при каждой церкви) Учеба В 1835 году Александр поступил в Московскую губернскую гимназию. Особый интерес во время учебы он проявлял к литературе: у отца была богатая библиотека. Важным событием в его жизни стало появление в доме мачехи, баронессы Эмилии Андреевны фон Тессин. Она уделяла большое внимание обучению детей музыке, иностранным языкам, светским манерам. После окончания гимназии в 1840 году А.Н.Островский поступил на юридический факультет Московского университета, однако проучился здесь всего три года: помешало увлечение театром и литературным творчеством. Служба В 1843 году А.Н.Островский поступил на службу писцом в Совестный суд, где рассматривались уголовные преступления и гражданские иски по жалобам родителей на детей и детей на родителей. В 1845 году он был переведен в Коммерческий суд. Здесь разбирались в основном дела о торговой несостоятельности и банкротстве. За время службы в суде, длившийся до 1851 года, А.Н.Островский много узнал о темных сторонах личной и деловой жизни купечества и мещанства. Семейная жизнь В 1840-е годы А.Н.Островский увлекся простой мещанкой Агафьей Ивановной и в 1849 году ввел ее в дом в дом на правах жены. Несмотря на разницу в воспитании и образовании, Агафья Ивановна внесла в его жизнь порядок и уют. Однако отец А.Н.Островского был против – он разорвал сыном отношения и отказал ему в материальной помощи. К сожалению, все дети, рожденные в этом браке, умерли, а в 1867 году умерла и сама Агафья Ивановна. Со второй женой, Марьей Васильевной, А.Н.Островский прожил счастливо до самой смерти. У них было пятеро детей: Александр, Сергей, Любовь, Мария и Михаил. Сотрудничество с журналами В начале 1850-х годов А.Н.Островский вышел в «молодую редакцию» журнала «Москвитянин». Её члены (поэт и критик А.А.Григорьев, писатель А.Ф.Писемский, исполнитель народных песен Г.И.Филиппов, артист П.М.Садовский и др.) выступили за сохранение самобытности и народности искусства. В конце 1850-х годов частые поездки из Москвы в Петербург, в связи с постановками в Александринском театре, привели А.Н.Островского в новый литературный круг – салон И.И.Панаева. Здесь он познакомился с Л.Н.Толстым, И.С.Тургеневым, Ф.М.Достоевским и вошел в число авторов журнала «Современник». Долгие годы А.Н.Островский сотрудничал с ним, а после его закрытия в 1866 году стал публиковать свои пьесы в журнале «Отечественные записки» (главным редактором обоих журналов был Н.А.Некрасов). Общественная деятельность 14 ноября 1865 года А.Н.Островский вместе с композитором Н.Г.Рубинштейном, драматургом и переводчиком К.А.Тарновским и писателем В.Ф.Одоевским открыл в Москве Артистический кружок. Здесь проводились музыкально-литературные вечера, исполнялись пьесы, читались произведения, устраивались костюмированные балы. При кружке образовался любительский оркестр, а затем и любительский хор, была открыта библиотека. В 1863 году А.Н.Островский опубликовал в газете «Северная пчела» статью «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России» об излишней строгости цензуры и бесправии авторов. С целью решить эти проблемы под его руководством в 1874 году было создано Общество драматических писателей и оперных композиторов. Создание народного театра В 1882 году А.Н.Островский направил в специальную Комиссию «Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время», где высказал мнение о необходимости создания в Москве русского народного театра: «У нас есть русская школа живописи, есть русская музыка, позволительно нам желать и русской школы драматического искусства… Национальный театр есть признак совершеннолетия нации». Ходатайство было удовлетворено, и А.Н.Островский приступил к осуществлению проекта. Однако завершить его не удалось. В 1885 году А.Н.Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища Императорских Московских театров, а 2 июня 1886 года он скончался за работой в своем кабинете в имении Щелыково. Периодизация творчества В творчестве А.Н.Островского можно выделить несколько периодов: творчество (конец 1840-х – начало 1850-х годов) 1847 – 1851 годы – А.Н.Островский ищет свою дорогу в литературе, пишет как прозаические, так и драматические произведения. После выхода комедии «Банкрот» («Свои люди – сочтемся») Н.В.Гоголь признает в нем «решительный талант». 1852 – 1855 годы – А.Н.Островский активно сотрудничает с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин». В это время он создает комедии «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». Творчество (конец 50-х – начало 1880-х годов) 1856 – 1860 годы – окончательно формируется мировоззрение и складываются творческие принципы А.Н.Островского-драматурга. Высшее достижение – драма «Гроза». 1861 – 1886 годы – происходит расширение тематики и проблематики произведений А.Н.Островского, усложняются художественные приемы. В это время появляются пьесы: историческая хроника «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», сатирическая комедия «Лес», психологическая драма «Бесприданница». Заключение В историю русской литературы и, шире, культуры А.Н.Островский вошел как создатель национального общественного театра. Решению этой задачи была посвящена его общественная и литературная деятельность. Главная заслуга А.Н.Островского-драматурга состояла в том, что он срастил русский театр с национальной почвой: в качестве предмета изображения выбрал быт тех слоев, которые сохранили исконно русский культурный уклад (купечество, мещанство), включил в текст своих пьес богатый фольклорный материал, создал уникальные по своей форме жанровые разновидности драмы. Еще при жизни А.Н.Островский был признан классиком национальной драматургии: «Вы одни достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь, - писал ему в дни празднования 35-летия литературной деятельности И.А.Гончаров. – Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского». |
|
Copyright MyCorp © 2012 - 2024 |