Главная | Регистрация | Вход | RSS | Среда, 03.03.2021, 07:28 |
Приветствую Вас Гость |
|
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» «Письма русского путешественника» Творчество Н.М. Карамзина (1766-1826 гг.) пришлось на время расцвета русского сентиментализма. Карамзин родился в семье симбирского дворянина, образование получил в частном пансионе, поступил на военную службу, но вскоре вышел в отставку. В молодости общался с Новиковым и членами его кружка, что оказало влияние на его общественные и литературные взгляды. После заграничного путешествия стал издавать ежемесячный «Московский журнал», где напечатал свои «Письма русского путешественника». Жанр дружеских посланий «путешественника» позволяет читателю глазами героя видеть общественно-политическую жизнь Европы, знакомясь с выдающимися деятелями и простыми обывателями, спорить или соглашаться с рассуждениями на морально-философские темы. Карамзин создает иллюзию подлинных писем. Повести Карамзина Изображение психологии путешественника сделано в явно сентиментальном стиле («милая сердцу чувствительность», восклицания и переживания, обращения к сердцу и душе). Но герой остается русским интеллигентом и тонко судит о культуре и театральной жизни Европы, знаменитых драматургах и актерах. Российская жизнь познается в сопоставлении с французской и английской, возникает образ «любезного отечества». Подлинный талант Карамзина - сентименталиста раскрылся в его повестях («Наталья, боярская дочь», «Марфа-посадница»), а самой известной стала повесть «Бедная Лиза» (1792 г.). Сюжет ее был прост: крестьянская девушка, соблазненная и оставленная дворянином Эрастом, утопилась в пруду. Однако в этом произведении для русского читателя были новыми и героиня, и конфликт, и авторская позиция. «Бедная Лиза» Действие происходит в окрестностях Симонова монастыря, где жила и погибла Лиза. «Лизин пруд» стал особенным местом для дворянской образованной публики, не оставшейся равнодушной к судьбе крестьянской девушки: история ее жизни воспринималась как быль. Особенно интересен пейзаж - то одухотворенный и лиричный в моменты счастья героев, то мрачный и грозный накануне трагедии. Он созвучен переживаниям героев, и в этом особый психологизм прозы Карамзина. Семья Лизы идеализирована: покойный отец, который «любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь»; мать, верная памяти мужа: «и крестьянки любить умеют!». Дочь воспитана в строгих правилах «кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Порой вместо социальной правды автор рисует пасторальные картинки, далекие от реальности. Любовный конфликт повести Лиза ткала холсты, рвала цветы, вязала чулки, собирала ягоды, и все ее занятия переданы в повести легко, эстетично: «…Побежала на погреб - принесла чистую кринку, покрытую чистым деревянным кружком, - схватила стакан, вымыла, вытерла его белым полотенцем». В таких же тонах рисуется и роман между Лизой и Эрастом, от робкой привязанности до пылкой страсти. Характер Эраста сложнее: он не злодей и не коварный искуситель, а умный, добрый, благородный в своих помыслах, но ветреный и малодушный человек. Его сознание сформировано чтением романов: «Он читывал романы, идиллии; имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена, в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами…». Повесть как образец русского сентиментализма Эраст, привыкший к «презрительному сладострастию», сумел оценить чистоту и душевное достоинство героини, но надолго его не хватило - слишком разные герои по интересам, среде и целям в жизни. Лиза понимает это: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, был рожден простым крестьянином, пастухом, - и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое: ах! Я поклонилась бы ему с улыбкой и сказала бы приветливо: здравствуй, любезный пастушок!…». Книжно выражается неграмотная крестьянка, и это лишает ее образ достоверности. Когда герой пытается откупиться от Лизы и протягивает ей сто рублей, автор готов забыть «человека в Эрасте - готов проклинать его, - но язык мой не движется - смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему». Культ чувствительности, умение сострадать - правило сентиментализма. Место повести в русской литературе Мы узнаем, что Эраст «был до конца жизни своей несчастлив», узнав о гибели Лизы, бросившейся в пруд, считал себя ее убийцей. Автор оправдывает его несовершенством человеческой природы, мечтая о примирении их душ за гробом. А как же православное отношение к самоубийцам, которых не хоронят на кладбищах, которые обречены на ад небесный? В этом гуманизм авторской позиции, предполагающей более широкое толкование греха и добродетели: Лиза прощается им за умение бескорыстно любить и жертвовать собой. Руины монастыря в финале - символ бренности, движение времени, которому подвластно все, кроме человеческой памяти. Лаконизм повествования, тонкость изображения переживаний, эмоциональность картин природы и русских реалий - заслуга Карамзина-художника. Карамзин – публицист и историк Повесть «Марфа Посадница» Карамзин писал на исторической основе, размышляя о современных проблемах: покорение Иваном III Новгорода ассоциировалось с покорением Наполеоном Бонапартом Швейцарии. В повести возникает великая Россия, но гибнет свободный Новгород (торжество французского порядка над швейцарской патриархальностью). Последние 23 года Карамзин работал над «Историей государства Российского». Труд этот познакомил русского читателя с отечественной историей, формируя национальное самосознание в годы накануне восстания декабристов. Писатель пытался устранить разрыв между языком письменным, книжным и разговорным. Его языковая реформа, в отличие от прежних, требовала смешения стилей речи. Он обогатил русскую лексику новыми словами, боролся с архаистами. Манифест русского сентиментализма В статье «Что нужно автору» Карамзин выразил свое представление об идеальном писателе. По мнению автора, недостаточно обладать талантом и знаниями, проницательным разумом и живым воображением. Необходимо автору иметь «доброе, нежное сердце, если он хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов». Изображая историю несчастий человеческих, нельзя иметь железное сердце, читателя невозможно обмануть, восклицая и говоря о милосердии и сострадании. «Но если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящему открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру: тогда смело призывай богинь парнасских - …они посетят твою смиренную хижину… дурной человек не может быть хорошим автором». ![]() |
|
Copyright MyCorp © 2012 - 2021 |