Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 13:39

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода


Былины и их исполнители

Видеоурок. «Вольга и Микула Селянинович»



     Каждый человек, придя в этот мир, стремится его постичь: воспринять и понять окружающее, найти объяснение непонятному и непонятому другими, усовершенствовать свой быт, свое окружение — иногда... только в воображении. Заглядывая в будущее, человек фантазирует и пытается построить это будущее сообразно своим фантазиям, своим представлениям о мире. Оглядываясь на прошлое, он домысливает то, чего не видел и не знал, дофантазирует историческое прошлое. Смотря по сторонам, объясняет мир, исходя из своих познаний о нем, о прошлом и настоящем своего народа, рода и семьи. Так создается представление человека о самом себе и окружающем мире.
     Древние мифы восточных славян до нас не дошли: возможно, их вытеснили более поздние мифы и легенды, позаимствованные нашими предками у близкородственных народов и у соседей. Но факт остается фактом: о мифологии древних русичей и восточных славян мы узнаем из западноевропейских, скандинавских и восточных источников.
     Однако до нас дошел героический эпос русского народа — сказания о древних героях, русских богатырях. Часто героический эпос наших предков также называют богатырским эпосом.
     Именно поэтому в современной науке принято считать, что русский устный эпос состоит из сказаний, преданий и песен повествовательного характера, рассказывающих о жизни и деяниях героев далекого прошлого, начиная с дохристианской Руси. Самым древним видом устного эпоса являются былины.
     При этом некоторые исследователи литературы считают былины эпосом мифологическим, передающим нам представления древних славян о Вселенной, возникновении славянских земель, русского народа. Такая точка зрения на былины тоже верна: в героическом эпосе русского народа представлена картина древнего мира такой, какой ее видел весь народ, отражено своеобразие сознания русского народа, его представление о мире людей и о мире богов.
     Термин былина закрепился за эпическими сказаниями и эпическими песнями в середине XIX столетия; ранее их называли старинами, реже — старинками, так как слово былина обозначало в народной речи былое, реально существовавшее (вспомните: слово быличка обозначало рассказ о реальной встрече самого участника событий с «нечистой силой»; бывальщина — повествование о встрече рассказчика с «нечистой силой», а не того, кто сам с ней встретился. Но это рассказ о том, что было на самом деле). Постепенно новый термин былина вытеснил ранее принятый даже в среде исполнителей былин.
     Вера в богатырей, в истинность того, о чем повествовалось в былинах, жила в народе еще на рубеже XIX—XX веков. Само слово богатырь вошло в нашу жизнь как мера оценки людей «в беспредельном проявлении их возможностей и лучших качеств».
    Богатырь — герой особого, эпического мира, вокруг жизни и подвигов которого «строится» все повествование былины. Богатыри упоминаются и в русских летописях, и в других славянских хрониках, рассказывающих о Древней Руси.
     У каждого богатыря свое имя и своя «биография», свои подвиги и гибель, но в то же время «у них так много сходного, даже совпадающего, что можно говорить о едином художественном, историческом типе богатыря — героя эпоса. Вот характернейшая особенность этого типа: богатырь до поры до времени выступает как обыкновенный человек, в древнерусском сословном ряду он „ниже" князей, бояр, купцов... Но наступает момент, и обнаруживается необыкновенность богатыря, раскрывается его сверхчеловеческая сила, проявляются фантастические способности, которые возвышают его над всеми. <...>
     Беспредельные возможности богатыря лучше всего обнаруживаются, когда он один или с несколькими друзьями выступает против вражеских полчищ и побеждает их...
      Русскому богатырю присуще сознание долга — перед народом, перед Русью, перед православной верой.
     Его сила, как правило, направлена на добрые дела. Он ощущает свою предназначенность к самым опасным и важным для Русской земли делам. Ему предуказано совершать свои подвиги»

Вывод
Былина — это своеобразный, чисто русский вид легенды, в котором рассказывается о народных героях и реальных исторических событиях. Своеобразие былин заключается в том, что они не рассказывались, а сказывались, то есть проговаривались нараспев, следуя звучанию былинного стиха. Именно поэтому былины также называют песнями-сказаниями, а их исполнителей — сказителями.
Сказители отличались от создателей произведений устного народного творчества и тем более писателей, потому что они не стремились создать новое произведение — былину, историческую песню, сказку, а передавали уже услышанное от кого-то (недаром существовали целые династии сказителей, в которых мастерство передавалось от отца к сыну, от матери к дочери, из поколения в поколение на протяжении нескольких столетий). Необходимость запоминать большой по объему текст побуждала к разработке системы традиционных изобразительно-выразительных средств: композиция всех произведений одного из видов фольклора всегда сходна, например, в былине есть зачин, основное содержание и концовка (или исход); появились постоянные эпитеты, общепринятые олицетворения. Все оригинальные художественные находки как самого неизвестного автора произведения, так и сказителей при передаче из уст в уста неизбежно утрачивались.


Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Всероссийский конкурс
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 636

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 657



Copyright MyCorp © 2012 - 2024