Главная | Регистрация | Вход | RSS | Воскресенье, 28.04.2024, 05:09 |
Приветствую Вас Гость |
|
Деепричастие как глагольная форма Деепричастие — неспрягаемая, неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие по отношению к основному, передаваемому глаголом-сказуемым, и совмещающая признаки глагола и наречия: Дорогою свободной иди, куда влечёт тебя свободный ум, усовершенствуя плоды любимых дум, не требуя наград за подвиг благородный (А. Пушкин). Морфологические вопросы деепричастий: «Что делая?», «Что сделав?»: побеждая, победив, рассуждая, рассудив. Деепричастию свойственны следующие грамматические признаки глагола: 1) вид: читая (несов. в.) — прочитав (сов. в.); 2) возвратность: почесав — почесавшись, задумав — задумавшись; Деепричастия не имеют категории времени. Как и наречия, деепричастия: 1) не изменяются: думая, прослушав (ср.: завтра); 2) примыкают: читать сидя (ср.: читать вслух); 3) выражают обстоятельственные значения: лежать, закрыв глаза и отвернувшись к стене (обстоятельства образа действия). Синтаксические вопросы: «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «С какой целью?» и др. В предложении деепричастия могут выполнять функцию обстоятельства: Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя... (А. Пушкин). Употребляясь в роли второстепенного сказуемого, деепричастия обозначают время действия не по отношению к моменту речи, а по отношению ко времени действия того глагола, который является основным сказуемым. Деепричастия несовершенного вида всегда выражают действие, одновременное с главным, основным действием: Он учился в школе, работая в колхозе. — Он будет учиться в школе, работая в колхозе. — Он учится в школе, работая в колхозе. Деепричастия совершенного вида не указывают на одновременность второстепенного действия с главным, поэтому в зависимости от лексического значения деепричастия и глагола-сказуемого можно обнаружить самые различные временные оттенки второстепенного действия: предшествование, одновременность и последование: 1) соотношения предшествования: Окончив университет, он вернулся в родную деревню; 2) соотношения одновременности: Рослый конь качнулся, подняв на стремени седока (М. Шолохов); 3) соотношения последования: Ганна поспешно влетела в хату, захлопнув за собою дверь (Н. Гоголь). Выполни задание |
|
Copyright MyCorp © 2012 - 2024 |