Пути исканий смысла жизни князя Андрея, Пьера Безухова
Для того, чтобы постичь смысл жизни, необходимо пройти через множество разочарований, кризисов, потерь и обретений
ПЬЕР
князь АНДРЕЙ
Смерть отца, женитьба на Элен и дуэль с Долоховым
Семейная жизнь с Лизой
Увлечение масонством
Уход на войну, мечта о славе Наполеона
Спор с Андреем на пароме в Богучарово
Ранение под Аустерлицем и встреча с Наполеоном
Участие в судьбе Наташи и встреча с кометой
Рождение сына и смерть жены
Приезд на Бородинское поле и жизнь на батарее Раевского
Уединённая жизнь в деревне
Встреча с Андреем в ночь перед сражением
Спор с Пьером на пароме в Богучарово
Пребывание в захваченной французами Москве, плен, знакомство с Платоном Каратаевым
Службау Сперанского
Женитьба на Наташе
Любовь к Наташе и разочарование в ней
Участие в деятельности тайных обществ
Бородино и встреча с Пьером в ночь перед сражением
Ранение, встреча с Анатолем
Встреча с Наташей и княмой Марьей
Смерть
- Где и когда автор впервые знакомит читателей с князем Андреем Болконским и Пьером Безуховым? - Что примечательно в их внешности? А. Болконский – весьма красивый молодой человек, изящный аристократ. Князь Андрей небольшого роста. У него усталый, скучающий взгляд. Пьер Безухов – «массивный, толстый молодой человек... в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». Взгляд его умный и наблюдательный. - На какие черты характера героев обращает внимание писатель? Пьер – искренний и непосредственный, он не знает еще жизни. Пьер высказывает смелые мысли, говорит убежденно. Князь Андрей никогда «не маскирует» своих чувств. Он испытывает крайнее отвращение к лживой атмосфере великосветского салона. Толстой пишет, что «брюзгливое выражение лица» Андрей «напускал на себя в гостиных». - В чем похожи и в чем различны герои Толстого? «Андрей Болконский и Пьер Безухов – натуры сложные, преобладают черты духовные. Их жизненные пути – бесконечные поиски смысла жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение» - Пьер и Андрей в жизни проходят через ряд сменяющих друг друга этапов, через увлечения и разочарования.
- Какие важнейшие этапы в духовном развитии героев можно выделить?
- Почему они так близки, но в тоже время очень разные? На первом этапе – отвращение к светской фальши, симпатии к непосредственной простоте, стремление к славе, желание совершить подвиг, восхищение Наполеоном. - Почему князь Андрей так стремится на войну? - Какие мечты будоражат князя Андрея? Для чего он хочет совершить подвиг? Андрей Болконский уходит на войну, чтобы разорвать «заколдованный» круг «гостиных. сплетен, балов, тщеславия, ничтожества», чтобы добиться своего Тулона, в котором он видел смысл жизни. Воинский подвиг, который выведет его из ряда неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе - таково было первоначальное представление князя Андрея о природе подвига. - Что испытывает князь Андрей после Аустерлица? Найдя кумира в Наполеоне, князь Андрей обособляет себя от других людей. Егo мечта о славе героя соответствует духу русской культуры того времени, когда герой мыслит себя непременно на пьедестале.
Этапы в развитии личности Андрея Болконского
Этап
Характеристика
Аустертцкое сражение
Участие князя Андрея в войне 1805 г. связано с его честолюбивыми мечтами о славе, о своём «Тулоне». Увлечение Наполеоном было свойственно многим представителям передовой дворянской молодежи начала XIX в. Но Андрей жаждал не только личной славы, но и счастья для людей. Толстой выделяет его из толпы штабных карьеристов (таких, как Жерков и Друбецкой). Преодолением «наполеоновского» начала, стремления стать выше окружающих его людей завершается этот этап в жизни Андрея. Небо Аустерлица помогло князю Андрею понять, что и преклонение перед Наполеоном, и его мечта стать спасителем русской армии -лишь заблуждение.
Встреча с Пьером и Наташей
Разочарованный в прежних идеалах, пережив горе утрат, раскаянье, князь Андрей уверен, что понял, в чём заключается счастье: в отсутствии болезней и угрызений совести. Но Пьер (в споре на пароме) доказывает ему, что надо верить в добро и высокое предназначение человека. А встреча с Наташей спасает князя Андрея от духовного кризиса, пробуждает в нём любовь и желание жить.
Бородинское сражение
В Отечественной войне 1812 г. судьба князя впервые сливается с судьбой народа. Он возвращается в армию, охваченный тем же чувством оскорблённой национальной гордости, которое ведёт в бой простых русских солдат. В Бородинском сражении (в отличие от Аустерлицкого) князь совершает настоящий нравственный подвиг, достигает гармонии с самим собой и понимает, что главное предназначение человека - служить интересам родного народа. Князь Андрей умирает от раны, полученной на Бородинском поле. Толстой примиряет его не только с Наташей, но и со всем белым светом, в том числе и с раненым Анатолем Курагиным. Писатель вложил в образ князя Андрея свою заветную мысль о том, что только любовью и добротой правится жизнь и без них невозможно ни истинное совершенство, ни избавление от мук и противоречий.
Этапы в развитии личности Пьера Безухова
Масонство
Дает возможность обрести на некоторое время согласие с миром и собой, а навсегда - знание важности вечных вопросов бытия. В масонстве Пьера привлекает идея необходимости нравственного очищения мира и человека, потребность человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как существо «вечное и бесконечное во всех свойствах, всемогущее и непостижимое».
Участие в Бородинском сражении
Пробуждает в герое желание участвовать в жизни, быть полезным обществу и стране. В герое рождается чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом».
Идея убить Наполеона
Это смелое, хотя немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле.
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть