Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 13:32

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода



TestEdu v1.3 - 2022 год ЕГЭ-2023 Лексическое значение слова
Задание 2. Лексическое значение слова: многозначность, прямое и переносное значение слова.
Русский язык 11 класс   |     Вопросов: 10
Вопрос № 1

Археологи обнаруживают остатки древних поселений, раскапывают старые захоронения, находят там различные вещи, которые служили когда-то людям. <…> вещи реальны, конкретны, их можно пощупать, осмотреть, изучить. А где "копать" лингвисту? Правда, у лингвиста есть древние рукописи. Но письменность возникла сравнительно недавно, а как проникнуть сквозь тьму веков, заглянуть в те времена, когда люди не имели письменности (во всяком случае нам о ней ничего не известно)?
Если нет прямых свидетельств, то, возможно, есть косвенные... Взрослый человек может представить, как он говорил в детстве, наблюдая других детей. А что если сравнивать разные языки? Ведь известно, что во многих из них есть общие черты, они могут быть близкими родственниками (как, например, русский и украинский) или дальними (санскрит - язык Древней Индии и английский). Ученые открыли даже родственные связи между отдельными семьями - семьей славянских языков (русский, польский, болгарский и др.), семьей романских (французский, итальянский, испанский и др.). Как распределяются по родам слова других языков? Как употребляются эти слова?
Естественно, что ответы на эти вопросы скорее всего могли дать языки, менее других подвергшиеся позднейшим изменениям. Поэтому ученые и заинтересовались самыми древними из известных нам языков.

Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ЯЗЫК. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык.
СЛУЖИТЬ. Нести, исполнять службу. Служить в армии.
СЕМЬЯ. Группа родственных языков. Семья языков.
ВЕЩЬ. Нечто, обстоятельство, явление. Произошла непонятная вещь.
КОПАТЬ. Отваливая землю, доставать, извлекать. Копать картофель.
Вопрос № 2

Тоска по Москве
Вскоре начались дожди. Они шли по ночам. Дни от <…> стали настороженно-молчаливыми. Во дворах было пусто. Люди попрятались от непогоды, которую в городе почти никто не замечает. Валька слонялся один, и ему казалось, что в целом мире были эти медленно идущие дожди.
Он тосковал по Москве. Тосковал по жизни, в которой все время что-то происходит. Хотелось толкаться и спешить. Хотелось, чтобы кругом говорили о делах. Но больше всего тянуло Вальку к улицам. Хотелось даже того, чего он раньше не любил. Не любил он бывать на улице, когда все возвращаются с работы и народу так много, что просто темно идти. Ничего не видишь, кроме портфелей и продуктовых сумок. Если повезет и встретится собака, то целиком ее тоже никак не увидишь- или нос мелькнет, или хвост.
Лучше всего на улицах ранним утром. Волнующе пахнет политый асфальт. Просторно. Никто не тычет мокрым луком в лицо. Никто не торчит над тобой. Видно, какие красивые дома, видно все на витринах, а главное, машины видны. Какое это наслаждение стоять у края тротуара и ждать, пока все они пройдут.

Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ТЯНУТЬ. Медленно делать что-н., медлить с осуществлением чего-н. Тянуть время.
КРАЙ. Предельная линия, предельная часть чего-н. На краю обрыва.
ЖИЗНЬ. Период существования. Моя жизнь в деревне.
ТОЛКАТЬСЯ. Ударять, нажимать, стараясь открыть. Толкаться в дверь
ЦЕЛЫЙ. Неповрежденный, без изъянов. Все вещи целы.
Вопрос № 3

В соответствии со ст. 125 Трудового кодекса РФ отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная <...> этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. При отзыве из отпуска должен быть произведён перерасчёт заработной платы. За те дни, которые сотрудник отработал вместо отпуска, ему начисляется заработная плата. Отпускные за неиспользованные дни отпуска по договорённости с работодателем вносятся работником в кассу или оформляются как аванс под будущую зарплату.

Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

КОДЕКС. Совокупность правил, убеждений (книжн.). Кодекс чести.
ГОД. Промежуток времени, в который завершается цикл каких-н. работ, занятий. Учебный год.
ПЛАТА. Награда или кара, воздаяние. Плата за предательство.
ДОЛЖЕН. Взял взаймы, обязан вернуть долг. Должен мне сто рублей.
ВНОСИТЬ. Платить, делать денежный взнос. Вносить плату.
Вопрос № 4

В связи с вопросом о предмете стилистики выдвигается вопрос об особом стилистическом уровне. При этом обычно говорят об уровне разнообразных стилистических приемов. Однако стилистические приемы создаются и употребляются в речи, в тексте в процессе функционирования. Назначение их самое разное в зависимости от коммуникативных задач. Они могут твориться заново, строиться по известным моделям и, наконец, использоваться в готовом виде. В структурном отношении они могут быть лексико-семантическими, словообразовательными, фразеологическими, грамматическими (в том числе синтаксическими), а также собственно текстовыми сущностями (выходящими за пределы предложения), например, композиционными. Это говорит о том, что особого языкового уровня (в общепринятом речеведческом смысле) они не образуют, так как составляют неравновеликие и качественно разнородные, то есть принадлежащие к разным языковым ярусам, единицы и явления. (В языке нет уровня, состоящего из каких-то особых, самостоятельных стилистических единиц или приемов.) Правда, все эти средства объединяются единой функцией в речи - направленностью на эффективность высказывания. Таким образом, и стилистика приемов "прорезает" разные уровни языковой системы, а <…> и не составляет особого уровня языка. Кроме того, эта стилистика приемов представляет собой аспект употребления языка, узус, то есть опять-таки "особый угол зрения", и, соответственно, относится к функционированию языка.

Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

РЕЧЬ. Звучащий язык (противопоставление системы языка и её функционирования). Русская речь музыкальна.
ЗАДАЧА. Упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления. Сборник упражнений.
СТРОИТЬСЯ. Становиться в строй. "Ровняясь, строятся полки" Пушкин.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ. Решительный, обладающий собственной инициативой. Самостоятельный человек.
ПРИЁМ. Способ в осуществлении чего-либо. Художественный приём.
Вопрос № 5

Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, <…> она чувствовала себя, как дома.
Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом...
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: "Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку".
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ИСТОРИЯ. Рассказ, повествование (разг.)
ДОМ. Место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями существования.
КАСАТЬСЯ. Затрагивать какой-н. вопрос в изложении.
КОРЕНЬ. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.
ВЕРХУШКА. Верх, верхняя часть чего-либо.
Вопрос № 6

Руки разбудят спящую красоту
На верстаке лежит дубовая доска. Она перекошена, в трещинах. Цвет у нее как у гнилого сена. Темные сучки похожи на старческие закрытые глаза.
Но Алеша видит не только это.
Он видит, что в доске скрыт столик. Небольшой шахматный столик на острых точеных ножках. У него круглое подстолье, <…> крышка тонкая, легкая. Если стукнуть в нее, звенит как бубен.
Если бы Алеша делал не столик, он увидел бы в доске еще что-нибудь. В доске много разных вещей. Только скрыты под грязной корой, спят как мертвые. Но Алеша может их разбудить.
Он обнимет рубанок за теплую спинку, проведет по доске. Морщинистая стружка брызнет кверху. И откроется чистое дерево, будто кожа в легком загаре. А дубовый сучок взглянет на Алешу живым и веселым глазком. Как в сказке, Алешины руки разбудят спящую красоту.

Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ДОСКА. Плоский с двух сторон срез дерева, получаемый путём продольной распилки бревна.
ЦВЕТ. Один из видов красочного радужного свечения от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков.
ОСТРЫЙ. Сильно действующий на вкус или обоняние.
НОЖКА. Опора, стойка (мебели, утвари, прибора, какого-н. устройства).
ЧИСТЫЙ. Нравственно безупречный, честный, правдивый.
Вопрос № 7

Стыдно, женка. <…> на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.

Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ПОЧТА. Сообщение между пользователями компьютеров посредством модемной связи, сети Интернет и т. п.
ПИСЬМО. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н.
ОХОТА. Поиски, выслеживание зверей, птиц с целью умерщвления или ловли.
СКВЕРНЫЙ. Плохого качества, негодный, неважный.
НАТУРА. Характер человека, темперамент.
Вопрос № 8

Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром - городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа. Скорость ветра достигала 30 - 35 метров в секунду. Причинён значительный материальный ущерб собственности деревень Ивановка, Шепилово и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей. Имели место пожары, возникшие <…> удара молнии. Сильно пострадало здание средней школы в деревне Бурково, для его восстановления понадобится капитальный ремонт. Вышедшая из берегов в результате проливного дождя река Вад затопила значительную площадь. Человеческих жертв не было. Образована специальная комиссия из представителей районной администрации, медицинских, страховых и других организаций для выяснения размеров причинённого стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему населению. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.

Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ЦЕНТР. Город с административными, промышленными и другими учреждениями.
СИЛЬНЫЙ. Обладающий твёрдой волей, стойкий.
УДАР. Тяжёлая неприятность, потрясение.
СРЕДНИЙ. Общеобразовательный.
ПЛОЩАДЬ. Часть плоскости, ограниченная ломаной или кривой линией.
Вопрос № 9

Правило 3 (факультативная окраска презумпций). <...> составляющая с потенциальной презумпцией Р является синтаксическим актантом миропорождающего предиката, то имеется две возможности: а) Р является презумпцией в соответствующем мире и может быть переведена в презумпцию реального мира (или, по крайней мере, в суждение, истинное в реальном мире) при соответствующем изменении содержания - модальной "окраске" (термин "окраска" - из Schiebe 1979); б) Р остается презумпцией в реальном мире. Различие пониманий а) и б) не имеет регулярного семантического выражения.

Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ПРАВИЛО. Положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-н. явлений.
ЯВЛЯТЬСЯ. Приходить куда-н. по вызову, по какой-н. официальной надобности.
МИР. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны.
ОКРАСКА. Смысловой, выразительный оттенок чего-н.
ВЫРАЖЕНИЕ. Характерные внешние черты, отражающие душевное состояние, мимика.
Вопрос № 10

Воробей
Идет весна! Каждый старается принарядиться для встречи ее. <…> воробьи и те хотят встретить весну попараднее.
Всмотритесь, ведь это не тот воробей, которого мы видели зимой. У зимнего воробья клюв был желтый, а теперь почернел. Зимой воробей был неуклюж. Он ерошил свои перья, чирикал редко, больше все хмурился. А теперь его не узнаешь, словно он причесался после ванны. Перышки блестят, лежат плотно, и весь воробей выглядит таким ловким франтом. Говорлив стал просто на удивленье. Полюбуйтесь, вот он на крыше. Хвост поднят кверху, крылышки опущены. С задорным видом поглядывают глазки направо и налево.

Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ВСТРЕЧА. Собрание, устраиваемое с целью знакомства с кем-н., беседы.
ПЕРО. Роговое образование кожи у птиц, полый стерженёк с пушистыми отростками по бокам.
ВАННА. Лечение воздействием на тело солнца, воздуха, грязей.
КРЫША. Верхняя часть здания, строения, служащая его покрытием и защищающая его от вредных атмосферных явлений.
ХВОСТ. Остаток, невыполненная часть чего-н. (обычно об экзаменационной задолженности)
.
Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Всероссийский конкурс
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 648

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 669



Copyright MyCorp © 2012 - 2024