ФОЛЬКЛОР
Устное народное творчество (от англ. folklore — народная мудрость)
Особенности фольклора:
• устный характер творчества (произведения передавались из уст в уста);
• анонимность (автор — народ);
• непосредственный контакт исполнителя со слушателем;
• синкретизм (объединение элементов разных видов искусства — словесного, музыкального, театрального);
• традиционность (произведения создаются в рамках предшествующей художественной традиции; используется определенный набор поэтических средств);
• импровизационность (произведения или отдельные их части часто создаются непосредственно в процессе исполнения);
• коллективность и вариативность (наличие вариантов отдельного произведения: новое исполнение — новый вариант)
Особенности фольклора:
• устный характер творчества (произведения передавались из уст в уста);
• анонимность (автор — народ);
• непосредственный контакт исполнителя со слушателем;
• синкретизм (объединение элементов разных видов искусства — словесного, музыкального, театрального);
• традиционность (произведения создаются в рамках предшествующей художественной традиции; используется определенный набор поэтических средств);
• импровизационность (произведения или отдельные их части часто создаются непосредственно в процессе исполнения);
• коллективность и вариативность (наличие вариантов отдельного произведения: новое исполнение — новый вариант)
Жанры фольклора
Роды фольклора | ||
Эпос | Лирика | Драма |
сказочный несказочный | песни малые фольклорные формы (жанры) | игры обряды народные пьесы |
Жанровая система фольклора
Эпос (объективное отображение действительности)
Жанр | Определение | Примеры |
Былина | Произведение повествовательного характера о богатырях и народных героях. Былинные циклы: новгородский (герои — Садко, Василий Буслаев), киевский (герои — Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец). Былине присущ особый песенно-эпический способ отражения действительности и соответствующая композиция: запев, зачин, основная часть, концовка | «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула», «Добрыня и Змей» |
Историческая песня | Небольшое лиро-эпическое произведение, повествующее о событиях, связанных с русской историей | «Авдотья Рязаночка» |
Сказка | Один из основных жанров фольклора. Прозаический рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел | «Мужик и медведь», «Царевна-лягушка», «Морозко» |
Предание | Устный эпический рассказ о реальных или возможных событиях прошлого. Возникнув из рассказов очевидцев, предание удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации, сближаясь со сказкой и легендой | Предания «Повести временных лет», предания о Петре I |
Легенда | Устный рассказ, в основе которого, в отличие от предания, лежит чудо, фантастический образ, воспринимаемый как достоверный. Совмещает элементы сказки и мифа. Тематические группы: мифологические, исторические, апокрифические (церковно-религиозного содержания) | «Илья-пророк и Никола» «О Ное Праведном» |
Сказ | Повествование о современных или недавних событиях от лица подставного рассказчика, сохраняющего свои речевые особенности. Создается впечатление непосредственного рассказа-импровизации | «Еремеево слово», «Артёмов ключ» |
Пословица | Малая форма народного поэтического творчества. Сжатое, образное изречение с поучительным смыслом, выражающее обобщенную мысль | Лес рубят — щепки летят. Не в свои сани не садись |
Поговорка | Малая форма народного поэтического творчества. Краткое выражение, дающее эмоционально-экспрессивную оценку событию, поступку, человеку | Надоел как горькая редька. Свалился как снег на голову |
Сказки:
• волшебные — очевидно наличие чуда, волшебства (волшебных персонажей и предметов);
• о животных — присутствует борьба зверей между собой или человека со зверем. Конфликты отражают реальные жизненные отношения;
• бытовые (новеллистические) — о событиях ежедневной жизни. Фантастических образов нет, действуют реальные герои: солдат, купец, поп и др.
• волшебные — очевидно наличие чуда, волшебства (волшебных персонажей и предметов);
• о животных — присутствует борьба зверей между собой или человека со зверем. Конфликты отражают реальные жизненные отношения;
• бытовые (новеллистические) — о событиях ежедневной жизни. Фантастических образов нет, действуют реальные герои: солдат, купец, поп и др.
Различия между фольклором и литературой
Фольклор | Литература |
Автор — народ | Автор — конкретное лицо |
Искусство устного слова | Искусство письменного слова |
Непосредственный контакт исполнителя со слушателями | Опосредованный контакт автора с читателем |
Наличие вариантов одного и того же произведения | Отсутствие вариантов авторского текста |