М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
Композиция романа
Хронология событий
«Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани.
«Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча.
«Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу.
«Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова князя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича.
«Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию, снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем.
Отказ от хронологии обусловлен следующим:
- выбор наиболее значимых эпизодов
- особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий
- необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательности
- выбор рассказчика (не случаен, служит общему замыслу)
- композиция подчинена авторскому замыслу: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни
«Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани.
«Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча.
«Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу.
«Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова князя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича.
«Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию, снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем.
Отказ от хронологии обусловлен следующим:
- выбор наиболее значимых эпизодов
- особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий
- необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательности
- выбор рассказчика (не случаен, служит общему замыслу)
- композиция подчинена авторскому замыслу: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни
Замысел Лермонтова
В
предисловии ко второму изданию романа:
Герой
Нашего Времени, <…>, точно, портрет, но не одного человека: это
портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их
развитии. | Но
не думайте, <…> чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую
мечту сделаться исправителем людских пороков. <…> Будет и того,
что болезнь указана, а как ее излечить - это уж бог знает! |
В предисловии журналу Печорина:
История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.
История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.
Система рассказчиков Система персонажей
Повесть «Максим Максимыч»
Печорин
- молод, неопытен
- чувства пылки и стремительны
- впечатлителен, романтичен
- ищет приключений, готов рисковать
- все поступки – желание проникнуть во все тайны мира
НО
ощущение мира как тайны, интерес к жизни сменяются равнодушием и разочарованием
- молод, неопытен
- чувства пылки и стремительны
- впечатлителен, романтичен
- ищет приключений, готов рисковать
- все поступки – желание проникнуть во все тайны мира
НО
ощущение мира как тайны, интерес к жизни сменяются равнодушием и разочарованием
Вулич и Печорин
Вулич | Печорин |
- игрок, постоянно испытывает судьбу - ищет власти над судьбой - «Каждому из нас назначена роковая минута» | - не верит в высшую силу, которая управляет движениями людей - « Я люблю сомневаться во всем <…> всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!» |