Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 23.09.2020, 04:52

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Праздники сегодня
Информер праздники сегодня
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

     Это произведение стало первым русским социально-психологическим и философским романом в прозе (1837-1840). Усвоив европейские традиции в изображении «героя века» («Исповедь» Ж.Ж.Руссо; «Страдания юного Вертера» И.В.Гете; «Исповедь сына века» А.Мюссе), Лермонтов создал особый тип психологического романа, соединив опыт русской романтической повести и реалистического «романа в стихах» А.Пушкина. Новаторство проявилось и в жанровой природе романа, объединившего жанр путевого очерка («Тамань»), рассказа на бивуаке («Максим Максимыч»), светской повести (»Княжна Мери»), кавказской новеллы («Бэла»), философской повести («Фаталист»).
     Этот роман - новый взгляд на человеческую природу, характер, связь социально-психологического, физического и духовного.

Проблематика романа
     Писатель описал и физические явления человеческой природы, и духовные, исповедальность и аналитизм, что позволяет назвать роман психологическим исследованием человеческой души. То, что будет названо у Толстого «диалектикой души», начнет Лермонтов, но психологический роман останется динамичным, остросюжетным, философски насыщенным.
     Проблематика «Героя нашего времени» определена автором в «Предисловии» к «Журналу Печорина»: «История души человеческой …едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Проблема личности, ее становления, развития, поиска смысла жизни и определения своего предназначения - главная в романе. Лермонтова интересуют взаимоотношения человека с судьбой, его представления о вере и предопределении, свободе воли и необходимости.

Тип «лишнего человека» в романе
     Образ Печорина стал художественным открытием в русской литературе, за ним упрочилось название «лишний человек», что отразило процесс формирования общественного сознания в России. Наиболее точно определил особенности этого типа А.И.Герцен: «Печальный тип лишнего человека …являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях и городах». «Лишними» эти герои стали потому, что опередили свое поколение в интеллектуальном развитии, став личностью «в условиях обезличенной действительности николаевской России», что было одним «из самых трагических положений в мире» (там же). Еще Пушкин в образе Онегина отразил полустихийный процесс преждевременной зрелости души, что привело героя к тоске, скепсису и одиночеству. В Печорине - есть трагедия сложившейся личности.

Особенности композиции романа
     Осознание своего человеческого достоинства приводило к столкновению со всеми сферами социального устройства, что рождало конфликтное, оппозиционное сознание. Именно это сознание воплотил Лермонтов в своем герое, вот почему образ Печорина - отражение исторического процесса становления общественного самосознания.
     Для изображения «истории души человеческой» Лермонтову пришлось прибегнуть к особой композиции романа, нарушающей хронологическую последовательность событий. Мы знакомимся с центральным героем, слушая рассказ о нем Максима Максимыча, человека простого и не вникающего в душевные сложности другой личности («Бэла»). Затем видим портрет героя, описанный странствующим офицером («Максим Максимыч»). И только потом читаем дневник самого Печорина («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»).

Цели нарушения хронологии повествования
     Все повести, образующие роман, должны были располагаться в следующем порядке: русский офицер Печорин по дороге на Кавказ останавливается в Тамани («Тамань»); приехав в Пятигорск, он знакомится с княжной Мери («Княжна Мери»), а за дуэль с Грушницким ссылается в крепость («Бэла»); оттуда отлучается в станицу («Фаталист»); через несколько лет он встречает Максима Максимыча («Максим Максимыч»), а спустя некоторое время по дороге из Персии умирает («Предисловие» к Журналу).
     Благодаря такой последовательности возникает «объективный» способ подачи героя, когда он видится со стороны, в его внешних проявлениях (от 3-го лица - Максима Максимыча; от 2-го лица - офицера-рассказчика), и «субъективный», в дневниковых исповедях (от 1-го лица - самого Печорина).  В итоге - многомерность и объемность повествования.

Композиция как средство отражения психологических противоречий героя
     Ведя читателя от странностей героя к загадкам его личности, от кажущейся холодности и черствости его натуры к драматичным переживаниям и горьким признаниям, Лермонтов следует романтической манере рассказа. Но загадки судьбы Печорина реалистически объясняются его конфликтом с эпохой, ее нетерпением к самобытности и свободе личности. Другое объяснения сюжетно-композиционной прерывистости - отражение в этом противоречий натуры героя, его метаний и непоследовательности в отношениях с другими людьми.
     Изломанность жизни Печорина художественно передана через временную смещенность: начинается роман с середины, затем мы узнаем о смерти героя, и только потом - о начале этого сюжета и философском итоге жизни «лишнего человека». В начале и в конце романа возникает образ крепости, что является символичным.

Психологическое мастерство Лермонтова
     Кольцевая композиция подчеркивает несвободу Печорина и его поколения, невозможность изменить судьбу, попытку бегства и неизбежное возвращение (как и в поэме «Мцыри»). Судьба безжалостна к герою, обрекая его на раннюю смерть. Благодаря разным рассказчикам достигается психологический эффект многомерности личности: человек не тот, каким кажется, странности в глазах окружающих имеют объяснение, нравственные оценки разных героев могут не совпадать. Это новое представление о сложности человеческой личности, опередившей свою эпоху в интеллектуальном развитии. Исследование «истории души человеческой», ее раздвоенности и рефлексии открыло новое понимание психологизма.
     Психологизм - художественное отображение внутренней жизни героя, максимальное самовыражение и постоянный самоанализ героя.

Соотношение внешнего и внутреннего в психологической характеристике личности героя
     Это реализовано в приеме дневниковости, в системе загадок личности Печорина. «А душу можно ль рассказать» - так однажды сформулировал Лермонтов невозможность раскрыть глубинные переживания героя, но в прозе есть приемы, позволяющие уловить «текучесть» человеческого характера. Один из них - переход внешнего во внутреннее и внутреннего во внешнее. Цепь внешнего - взгляд, улыбка, интонация, жест, движение, поступок, действие, поведение. Цепь внутреннего - ощущение, чувство, переживание, состояние, характер героя.
Важен пейзаж, когда из картины природы вырастает пейзаж души. В портрете важны контрастные детали, передающие противоречия натуры (портрет Печорина). Цель - изобразить «две половинки души» («Во мне два человека»), двойничество героев-антиподов (Печорин-Грушницкий).

Пласт «внутреннего» и приемы его раскрытия
     При чтении романа возникает система образов, где герои противопоставляются Печорину, являясь или пародией на него (Грушницкий), или носителями общепринятых ценностей (Вернер). Используют герои и маски: Печорин - чтобы скрыть лучшее в себе, Грушницкий - чтобы казаться лучше. Внешнее и внутреннее вступают в конфликт: социальная принадлежность героя (эпоха, страна, среда, культура) сталкивается с духовной потребностью перерасти свое время, стать выразителем общечеловеческих устремлений.    Главный прием «внутреннего» - самоанализ в форме исповеди, проведение психологических экспериментов над окружающими и собой, откровенные записи в дневнике.
     Однако внутренние монологи Печорина не перерастают в «потоки сознания», как это будет у героев Толстого, они даются готовыми формулировками, афоризмами, каламбурами.

Сфера сознательного и подсознательного в типе «лишнего человека» эпохи 30-х годов XIX века
     Анализируются психологические состояния при переходе одного в другое: идея-страсть перерастает в поступок, действие, поведение («Форма идеи есть действие»). Некоторые внешние действия становятся внутренними («внутренне хохотал»; «внутренне улыбнулся»).
     Кроме идеи, сознания, мысли, то есть сознательного, есть сфера подсознательного - предчувствия, предрассудки, предубеждения и интуиция, инстинкт. Но главное в судьбе героя - влияние среды, определяющей «участь с самого детства». Вот почему герой ломается, его представления о нравственной норме извращаются, хотя он по-своему сопротивляется.   Его недюжинная натура растрачена на пустяки, на «действие пустое». Это психологические особенности «лишнего человека», и с этим связана общественная проблематика романа.





Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 392

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 392

Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Погода
Рекомендую



Copyright MyCorp © 2012 - 2020