Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 28.09.2020, 17:40

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Праздники сегодня
Информер праздники сегодня
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

Ах, водевиль, водевиль!

     Грибоедов поставил серьезные вопросы перед современниками, коснулся не только злободневных, но и вневременных проблем человечества. Для постановки таких важных вопросов он избрал жанр комедии. Почему именно его? Для ответа на этот вопрос надо вспомнить, какие разновидности жанра комедии были уже разработаны в литературе к тому времени. В театре господствовал водевиль - разновидность комедии.
     Водевиль (фр. Vaudeville, от vau de Vire - долина реки Вир в Нормандии, где в XV веке были распространены народные песенки-водевиры) - вид комедии положений с песнями, романсами и танцами, возникший во Франции в XIX веке.
     Сам Грибоедов дебютировал именно с такими пьесами, которые были поставлены на сценах петербургских и московских театров: «Молодые супруги», «Своя семья или Замужняя невеста», «Притворная неверность», «Кто брат, кто сестра или Обман за обманом».

Виды комедий

     Зрители уже были знакомы с сатирическими произведениями древнегреческих драматургов, комедиями Мольера и Фонвизина. На сцене были представлены и философские, социально-политические, семейно-бытовые и другие разновидности жанра комедии.
     Комедия Грибоедова «Горе от ума» включает в себя все элементы этих видов комедий.
     Сам автор определил жанр «Горе от ума» как «сценическая поэма», затем - «драматическая картина» и только окончательно - «комедия».
     Если в начале XIX века комедиограф ставил задачи развлечение публики, осмеяния личных недостатков человека, иногда разоблачение социальных пороков, то у Грибоедова были иные цели. Его творческая задача - показать трагедию умного человека в современном писателю обществе.
     «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко выше прочих» (из письма Грибоедова к Катенину).

«Горе от ума»

     Почему умный человек оказывается отвергнут обществом и любимой девушкой? В чем причины этого непонимания? Эти вопросы глубоко психологические и философские. Они возникают в любом времени и в любой социальной среде. В самом деле, давно ушла эпоха карет и дворцов, люди, кажется, живут в совсем других условиях, но все так же трудно найти понимание умному человеку в обществе, все так же трудно ему объясниться с близкими, все так же противостоят друг другу личные и общественные приоритеты. Именно в этой вневременной постановке проблем и заключается секрет долголетия комедии.
     Для решения этой творческой задачи Грибоедов вводит в комедию элементы драмы.   Финал комедии, бегство Чацкого из Москвы, близок к драматической развязке.

Элементы драмы в комедии

     Драма - это один из трех основных родов художественной литературы, наряду с эпосом и лирикой, а также один из жанров наряду с комедией и трагедией, изображающий сложный серьезный конфликт, напряженную борьбу между добром и злом. Этот конфликт несет гибель герою, но его смерть - победа добра над злом.
     В жанре комедия смерть главного героя была невозможна, но само бегство Чацкого носит почти такой же трагический характер, как и гибель. И так же, как и в драме, это бегство не столько поражение, капитуляция, сколько победа, вызов обществу.

Художественный метод

     Традиционно «Горе от ума» считается первой русской реалистической комедией. Вместе с тем, в произведении сохранились черты классицизма: единство времени и места, «говорящие» фамилии, традиционные амплуа («обманутый отец», «недалекий военный», «субретка-наперсница»).
     Можно найти и элементы романтизма: исключительность черт главного героя, его одиночество и непонимание окружающими, максимализм его требований к жизни, идеальные представления о ней, а также патетическая речь.
     Реализм же выразился в сознательном нарушении основных правил классицизма, Грибоедов нарушил целый ряд жанровых и сюжетно-композиционных канонов, которые мешали ему отразить новое, не характерное для традиционных комедий содержание. И, главное, реализм, прежде всего, отразился в типизации характеров и обстоятельств.

Век нынешний и век минувший

     А.А. Блок писал: «Гениальнейшая русская драма явилась особым, рубежным произведением на стыке «века нынешнего» и «века минувшего», века просветительского классицизма и нового, реалистического искусства».
     Грибоедов вырабатывал особую, новую поэтику. «Я как живу, так и пишу, свободно и свободно», - говорит Грибоедов в письме к Катенину.
     Даже черты классицистического стиля нашли свое своеобразное преломление. Как мы уже отмечали, основные числовые характеристики классицизма (пять актов, три единства) выдерживаются. В комедии много монологов классицистических резонеров (резонер - действующее лицо пьесы, романа, обычно выражающее отношение автора к происходящему, а также человек, который произносит длинные нравоучительные монологи). Амплуа, принятые в драматургии того времени, присутствуют.

Реализм пьесы

      Все черты классицизма насыщены новым, живым, реальным смыслом. Драматург значительно нарушает строгие каноны классических пьес. Прежде всего, нарушается принцип единства действия. Согласно правилам действие должно было строиться на одном конфликте, причем в развязке - непременно наказание порока и торжество добродетели. Но, изначально завязавшись как любовный, конфликт обостряется социальными противоречиями, и две сюжетные линии начинают развиваться независимо. Причем первая из них получает развязку в пьесе - Софья отвергает Чацкого, а развязка общественного конфликта вынесена за рамки произведения - герой покидает место действия, и все персонажи остаются при своем мнении. В необычности такого финала проявился реализм автора, доказавшего, что не всегда порок удается наказать.
      Иное раскрытие получают и традиционные амплуа. Например, привычная для комедии классицизма «субретка» - горничная, в комедии превращается в крепостную девушку, изображенную очень реалистически, бойкую, полную лукавства и проницательности.

«Характеры портретны!»
 
     Реалистические характеры в пьесе Грибоедова - это не карикатуры, а живые люди, легко узнаваемые современниками. В характеристике реалистического героя имеется и типичное, обобщенное, и конкретное, индивидуализированное. Это было настоящим открытием гениального драматурга. В книге «Грибоедовская Москва» М.О. Гершензон пишет:  «Известно, что Грибоедов, создавая свою комедию, сознательно исходил из наблюдений над действительностью».
      В письме к Катенину Грибоедов признается, что все его персонажи - это портреты: «Характеры портретны. Да! И я, коли не имею таланта Мольера, то, по крайней мере, чистосердечнее его, портреты и только портреты входят в состав Комедии и Трагедии, в них, однако, есть черты, многим другим лицам, а иные всему роду человеческому… <…>. Карикатуры ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь».
     В комедии герои не являются только отрицательными или положительными, что являлось обязательным требованием классицизма, Хотя авторское отношение к персонажам легко определить, но даже «не любимые» им герои наделены симпатичными человеческими качествами: Фамусов - любящий отец, Молчалин - аккуратен, исполнителен и успешен в делах, Софья - горда и независима. А главный герой, несмотря на незаурядность, излишне горяч, самоуверен, иногда смешон в своем желании всех поучать.

Глас вопиющего в пустыне

     Подводя итог всему сказанному о специфике выбора автором жанра пьесы, можно сказать, что жанр «Горя..» очень сложен для определения.
     В пьесе можно найти элементы сатирической, социально-политической, семейно-бытовой комедии. Но не только. Безусловно, соединение комического и трагического раздвигает традиционные рамки комедии. Комические обстоятельства, в которые попадает трагический герой Грибоедова, постоянный контраст между смешным и драматическим помогают автору наиболее полно выразить основную идею произведения: героя окружает глухая стена непонимания.
     Философский характер поставленных проблем дает возможность определить жанр «Горе от ума» как трагикомедию. Н.В. Гоголь назвал «Горе от ума» «общественной комедией».

Особенности языка комедии

     Стихи комедии А.С. Грибоедова богаты крылатыми выражениями, которые являются одним из средств образной и выразительной речи. А.С. Пушкин, отмечая особенности языка «Горя от ума», подчеркивал, что половина стихов комедии «войдет в пословицы и поговорки». Он оказался прав. «Ба! Знакомые все лица!»; «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»; «Свежо предание, а верится с трудом»; «Счастливые часов не наблюдают!» - эти остроумные и легко запоминающиеся афоризмы А.С. Грибоедова давно вошли в разговорную речь отдельного человека.
     Важным является то, что все речения и поговорки впаяны в текст и являются важными элементами сюжета. Например, формулой «Счастливые часов не наблюдают…» завершается свидание Молчалина с Софьей. Протяжённость отдельных реплик связана с характером персонажей, ходом действия, а некоторые изречения являются средством характеристики внутреннего состояния героя. Например, Чацкий, почувствовав невозможность былой дружбы с Софьей, восклицает: «Ах, тот скажи любви конец, кто на три года вдаль уедет…».  Или Фамусов, озабоченный устройством выгодного брака дочери, говорит: «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!».   
     «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету. Где оскорблённому есть чувству уголок!» - восклицает Чацкий, почувствовав, что оказался в безвыходной ситуации и не может больше бороться против «фамусовского общества».

Язык комедии Грибоедова

     Язык комедии Грибоедова реалистичен, он занимает особое место в раскрытии характеров персонажей.  Например, Молчалин употребляет частичку «с», когда говорит с людьми высшего ранга. В этом «с» выражается стремление угодить.
     Язык Чацкого - язык оратора. В его речи много слов публицистического стиля.
Язык Скалозуба напоминает язык воинских уставов («Мы с нею вместе не служили», «За третье августа; засели мы в траншею: ему дан с бантом, мне на шею»).
     Нет, пожалуй, в русской и мировой литературе другого примера художественного произведения, которое «разлетелось» бы «крылатыми словами» и выражениями, обогатив народный язык, как это произошло с грибоедовской комедией. 






Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 392

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 392

Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Погода
Рекомендую



Copyright MyCorp © 2012 - 2020