А.И.Куприн «Гранатовый браслет»
«Гранатовый браслет» - один из самых благоуханных и томительных рассказов Куприна о любви - и самых печальных. Так отозвался о нем К.Г. Пришвин. «Гранатовый браслет» - не красивый вымысел писателя, а изумление художника перед красотой самой жизни, в нем любовь существует как нежданный подарок - поэтический и озаряющий жизнь.
Великая любовь поражает самого обыкновенного человека - гнущего спину за канцелярским столом чиновника контрольной палаты Желткова. Он безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в княгиню Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства. Что скрыто в этой всепоглощающей страсти героя? Стремление уйти в мир грез, мир красоты и любви, отвернувшись от тягостных страданий и реальных бедствий повседневности?
Почему же это чувство прошло мимо Веры Николаевны? Почему оно слишком поздно прикоснулось к сердцу княгини, не возвысив ее, а вселив смятение и чувство вины? Слишком гордой, слишком величественной была княгиня Вера Николаевна, поэтому и считала чувство со стороны Желткова смешным, а письма - глупыми, компрометирующ ее в глазах высшего общества. Она слишком твердо была уверена, что мир мелкого чиновника несовместим с ее жизнью.
Вера Николаевна слишком поздно приходит к прозрению, что «ее путь перешла настоящая, самоотверженная, истинная любовь», слишком поздно «она поняла, что. любовь, о которой мечтает каждая женщина. прошла мимо нее». Не жалким и потерянным, а беспредельно любящим уходит из жизни Желтков, воспевая женщину св сердца, своей души: «Да святится имя Твое!»
Не давая ни собственных оценок, ни нравоучений, А.И. Куприн сумел поведать нам прекрасную и грустную историю о любви, стоящей выше общественного мнения, выше сословных рамок и предвзятого отношения обывателей. Любви, которая умеет преврат серый и привычный мир в таинство, загадку, сказку.
«Поединок» был одной из самых шумных сенсаций 1905 года. Появление этой книги было тяжелейшей пощечиной политическому строю царской России. Эту повесть считают главным произведением А.И. Куприна. В сонной и скучной жизни затерявшегося в провинциальной глуши пехотного полка писатель уловил «дух времени», запечатлел главные пороки самодержавной России предреволюционной эпохи. Хорошо знавший царскую армию, писатель дал понять, что в среде офицеров и солдат наиболее сильно проявились самые страшные болезни страны: забитость народных масс, доведенных до отчаяния бесправием и нищетой, и развращенность, цинизм, самодурство верхов.
В основе повести «Поединок» лежит проблема изменения народного бытия и народного самосознания, изменения судеб миллионов. В судьбе и облике Хлебникова, самого забитого солдата, отразились страдания и унижения многомиллионного русского крестьянства. Куприн заставил думать о тех простых людях, которые все еще были «обезличены и придавлены собственным невежеством. общим рабством. начальническим равнодушием, произволом и насилием».
На примере центрального героя повести Ромашова Куприн решал вопрос о судьбах, призвании, жизненном долге сотен и тысяч молодых людей России. Из романтически настроенного, мечтательного юноши Ромашов превращается в думающего человека, самостоятельно размышляющего над главными вопросами времени - о судьбе Хлебниковых, о долге интеллигенции, о пагубности существующих порядков и нравов, о призвании и назначении человека. Куприн приводит своего героя к постижению истинных ценностей жизни:
«И все ясней и ясней становилась для него мысль. что существуют только три гордых призвания человека: наука, искусство и свободный физический труд».
Любовь Куприна к человеку проступает ясным подтекстом почти во всех его повестях и рассказах, несмотря на разнообразие их тем и сюжетов. Писатель считал, что именно в ней проявляется индивидуальность человека. Он понимал любовь как высшее мерило человеческой личности, не зависящее ни от положения человека в обществе, ни от сословной принадлежности. В купринских повестях показана любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, ради которой можно совершить любой подвиг, пойти на мучение и даже умереть.
Повести и рассказы Куприна о великом светлом человеческом чувстве всегда были направлены на воспитание сердца читателя, утверждение права на выбор, защиту собственного достоинства, и в этом, несомненно, проявился его замечательный литературный талант.
Великая любовь поражает самого обыкновенного человека - гнущего спину за канцелярским столом чиновника контрольной палаты Желткова. Он безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в княгиню Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства. Что скрыто в этой всепоглощающей страсти героя? Стремление уйти в мир грез, мир красоты и любви, отвернувшись от тягостных страданий и реальных бедствий повседневности?
Любовь Желткова
«Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне. как громадное счастье. любовь к Вам» - так начал свое письмо Желтков. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика. ни наука. ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас».
Над загадкой этой всепоглощающей любви, перед которой бессильна и сама смерть, ломали голову многие персонажи рассказа. И лишь князь Шеин во время разговора с этим удивительным «маленьким» человеком первым из всех окружающих понял, что перед ним искренняя, великая, настоящая любовь, «которая бывает раз в тысячу лет», посланная Желткову богом «как громадное счастье».
Вера Николаевна
Почему же это чувство прошло мимо Веры Николаевны? Почему оно слишком поздно прикоснулось к сердцу княгини, не возвысив ее, а вселив смятение и чувство вины? Слишком гордой, слишком величественной была княгиня Вера Николаевна, поэтому и считала чувство со стороны Желткова смешным, а письма - глупыми, компрометирующ ее в глазах высшего общества. Она слишком твердо была уверена, что мир мелкого чиновника несовместим с ее жизнью.
Вера Николаевна слишком поздно приходит к прозрению, что «ее путь перешла настоящая, самоотверженная, истинная любовь», слишком поздно «она поняла, что. любовь, о которой мечтает каждая женщина. прошла мимо нее». Не жалким и потерянным, а беспредельно любящим уходит из жизни Желтков, воспевая женщину св сердца, своей души: «Да святится имя Твое!»
Не давая ни собственных оценок, ни нравоучений, А.И. Куприн сумел поведать нам прекрасную и грустную историю о любви, стоящей выше общественного мнения, выше сословных рамок и предвзятого отношения обывателей. Любви, которая умеет преврат серый и привычный мир в таинство, загадку, сказку.
«Поединок»
«Поединок» был одной из самых шумных сенсаций 1905 года. Появление этой книги было тяжелейшей пощечиной политическому строю царской России. Эту повесть считают главным произведением А.И. Куприна. В сонной и скучной жизни затерявшегося в провинциальной глуши пехотного полка писатель уловил «дух времени», запечатлел главные пороки самодержавной России предреволюционной эпохи. Хорошо знавший царскую армию, писатель дал понять, что в среде офицеров и солдат наиболее сильно проявились самые страшные болезни страны: забитость народных масс, доведенных до отчаяния бесправием и нищетой, и развращенность, цинизм, самодурство верхов.
Центральная проблема
На примере центрального героя повести Ромашова Куприн решал вопрос о судьбах, призвании, жизненном долге сотен и тысяч молодых людей России. Из романтически настроенного, мечтательного юноши Ромашов превращается в думающего человека, самостоятельно размышляющего над главными вопросами времени - о судьбе Хлебниковых, о долге интеллигенции, о пагубности существующих порядков и нравов, о призвании и назначении человека. Куприн приводит своего героя к постижению истинных ценностей жизни:
«И все ясней и ясней становилась для него мысль. что существуют только три гордых призвания человека: наука, искусство и свободный физический труд».
Заключение
Любовь Куприна к человеку проступает ясным подтекстом почти во всех его повестях и рассказах, несмотря на разнообразие их тем и сюжетов. Писатель считал, что именно в ней проявляется индивидуальность человека. Он понимал любовь как высшее мерило человеческой личности, не зависящее ни от положения человека в обществе, ни от сословной принадлежности. В купринских повестях показана любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, ради которой можно совершить любой подвиг, пойти на мучение и даже умереть.
Повести и рассказы Куприна о великом светлом человеческом чувстве всегда были направлены на воспитание сердца читателя, утверждение права на выбор, защиту собственного достоинства, и в этом, несомненно, проявился его замечательный литературный талант.