И.А. Бунин. Жизнь и творчество
Как ни грустно в этом непонятном мире, он все же прекрасен, и нам все-таки страстно хочется быть счастливыми и любить друг друга.
И.А. Бунин
В творчестве Бунина - достойного преемника и продолжателя традиций русской литературы XIX века - Россия показана в пору огромных перемен, которые несла миру революция.
Тема и проблема рассказа «Антоновские яблоки»
Главная тема начала 1900-х годов - тема уходящего патриархального прошлого России. В рассказе «Антоновские яблоки» мы видим наиболее яркое выражение проблемы смены строя, крушения всех устоев дворянского общества. Бунин своим рассказом хотел удержать в памяти потомков то, что считал достойным остаться в ней. Автор намеренно изображает лучшие стороны жизни дворян. Писателя восхищает красота дворянских усадеб XIX века, умение «жить красиво», свободно и с размахом. И это настоящее мнение Бунина о жизни дворянского общества. Автор сам мечтает жить так. Символом уходящей в прошлое жизни стал для него запах антоновских яблок. Но ничто в мире не вечно. Исчезает в небытие помещичий образ жизни, уходит и символизирующий его запах антоновских яблок...
Символ уходящей эпохи
«Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем. мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие», - так завершает Бунин рассказ «Антоновские яблоки». Запах антоновских яблок словно хранит память о прошлом, об уходящих и разоряющихся дворянских поместьях.
Замечательный рассказ Бунина «Антоновские яблоки» - важная веха его раннего творчества.
Замечательный рассказ Бунина «Антоновские яблоки» - важная веха его раннего творчества.
«Господин из Сан-Франциско»
Само название рассказа уже символично. Это некий человек без имени, которого автор называет просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя - символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Привязавший себя к условностям и предметам, уважаемый и уверенный в своей правоте, самодовольный господин из Сан-Франциско после смерти закономерно пополняет так почитаемое им царство вещей. Он превращается в «тело мертвого старика», которое не может вызвать ни почета, ни благоговения, которое со всех сторон преследуют насмешки и человеческое невнимание - зеркало его отношения к МИРУ
«Дьявол был громаден, как утес, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем».
В этом небольшом рассказе И.А. Бунин проводит параллели с творчеством Л.Н. Толстого, даже идет дальше него.
«Дьявол был громаден, как утес, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем».
В этом небольшом рассказе И.А. Бунин проводит параллели с творчеством Л.Н. Толстого, даже идет дальше него.
Любовь в произведениях Бунина
Всякая любовь есть счастье,
даже если она не разделена.
И.А. Бунин
даже если она не разделена.
И.А. Бунин
Во многих рассказах Бунин предстает перед нами певцом любви.
Цикл «Темные аллеи» - это сборник новелл, жизненных зарисовок, основной темой которых является это сильное и противоречивое человеческое чувство.
Все рассказы Бунина о любви - разные. Они имеют своеобразный сюжет, оригинальных лирических героев. Но есть в них и нечто общее: внезапность любовного озарения, страстность и кратковременность отношений, трагический исход. Это происходит потому, что истинная любовь, как считал писатель, обречена быть только вспышкой и не терпит продления.
Цикл «Темные аллеи» - это сборник новелл, жизненных зарисовок, основной темой которых является это сильное и противоречивое человеческое чувство.
Все рассказы Бунина о любви - разные. Они имеют своеобразный сюжет, оригинальных лирических героев. Но есть в них и нечто общее: внезапность любовного озарения, страстность и кратковременность отношений, трагический исход. Это происходит потому, что истинная любовь, как считал писатель, обречена быть только вспышкой и не терпит продления.
Грезы любви в «Темных аллеях»
«Молодость проходит, а любовь - другое дело», - говорит героиня рассказа «Темные аллеи» Надежда.
Николай Алексеевич давно забыл их прошлый роман, но, увидев через много лет Надежду, он почувствовал, что любовь снова проснулась в нем, и прошедшие годы показались ему чудесными и волшебными.
Однако грезы любви разбиваются о каменные стены быта: мещанский склад мыслей не позволяет Николаю Алексеевичу представить Надежду своей женой, матерью своих детей.
Как о высшем даре судьбы сказано о любви в рассказе «Солнечный удар». Но и здесь трагичность высокого чувства усугубляется именно тем, что оно взаимно и слишком прекрасно, чтобы продлиться, не превращаясь в обыденность.
«Нет, нет, милый. - сказала она в ответ на его просьбу ехать дальше вместе. - нет. вы должны остаться до следующего парохода. Если поедем вместе, все будет испорчено. Мне это будет неприятно. Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло... Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара...»
Поэзия Бунина - это мир природы, пейзажная лирика. Поэт умел простыми словами передать все многообразие красок, звуков, запахов окружающего мира. Его пейзажи удивительно конкретны, а описания растений и птиц очень точны.
Стихотворение «Листопад» можно считать шедевром ранней бунинской лирики, которую словно пронизывает мелодия увядания, прощания с прошлым. Но природа у Бунина неотделима от человека, его чувств, переживаний:
В предреволюционные годы и в годы первой русской революции Бунин больше обращается к лирике философской, жизнь для него - путешествие в воспоминаниях, он стремится прочесть и разгадать сокровенные законы мироздания, которые, по его мнению, незыблемы и вечны.
Николай Алексеевич давно забыл их прошлый роман, но, увидев через много лет Надежду, он почувствовал, что любовь снова проснулась в нем, и прошедшие годы показались ему чудесными и волшебными.
Однако грезы любви разбиваются о каменные стены быта: мещанский склад мыслей не позволяет Николаю Алексеевичу представить Надежду своей женой, матерью своих детей.
«Солнечный удар»
Как о высшем даре судьбы сказано о любви в рассказе «Солнечный удар». Но и здесь трагичность высокого чувства усугубляется именно тем, что оно взаимно и слишком прекрасно, чтобы продлиться, не превращаясь в обыденность.
«Нет, нет, милый. - сказала она в ответ на его просьбу ехать дальше вместе. - нет. вы должны остаться до следующего парохода. Если поедем вместе, все будет испорчено. Мне это будет неприятно. Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло... Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара...»
Поэзия Бунина
Поэзия Бунина - это мир природы, пейзажная лирика. Поэт умел простыми словами передать все многообразие красок, звуков, запахов окружающего мира. Его пейзажи удивительно конкретны, а описания растений и птиц очень точны.
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
«Листопад»
Стихотворение «Листопад» можно считать шедевром ранней бунинской лирики, которую словно пронизывает мелодия увядания, прощания с прошлым. Но природа у Бунина неотделима от человека, его чувств, переживаний:
И снова все кругом замрет.
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой –
Предвестник долгого ненастья.
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой –
Предвестник долгого ненастья.
Философская лирика
В предреволюционные годы и в годы первой русской революции Бунин больше обращается к лирике философской, жизнь для него - путешествие в воспоминаниях, он стремится прочесть и разгадать сокровенные законы мироздания, которые, по его мнению, незыблемы и вечны.
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного.
Вдали Я вижу ночь:
пески среди молчанья
И звездный свет над сумраком земли.
Человек - лишь песчинка во Вселенной, но он - неотъемлемая часть мира, живой природы, Бога.«Мир - бездна бездн.
И каждый атом в нем
Проникнут богом - жизнью, красотою.
Живя и умирая, мы живем Единою,
всемирною Душою.
Бунин - певец русской природы
Бунин - певец русской природы, «вечных» тем, мастер философской лирики, продолжатель классических традиций. В новых, изменившихся условиях он не просто повторяет достижения «золотого века» русской поэзии (Тютчева, Фета), но активно развивает ее завоевания, нигде не отрываясь от национальной почвы, оставаясь поэтом большим, самобытным, русским.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним...
Мы мало видим, знаем.
А счастье только знающим дано.
Заключение
Замечательный писатель И.А. Бунин оставил в сокровищнице русской литературы богатое наследие из стихотворений и рассказов.
Ведущая тема многих произведений Бунина - гибель дворянских гнезд, распад изживших себя общественных связей дворянско-помещичьей России. Эта тема пронизана печалью, но вместе с тем писатель великолепно передает и радость бытия, и красоту жизни.
Бунин пишет о незабвенном, что оставляет глубокий след в человеческой душе. Как проникновенно, на самой высокой эмоциональной волне он выражает самое необыкновенное и прекрасное чувство человека! Бунин не интригует сложным сюжетом, поэт пробуждает чувства лирическим монологом, исповедью.
Сила изобразительности у Бунина необычайна: его стиль совмещает в себе и острую четкость гравюры, и плотную многоцветность живописи. Писатель тонко улавливал связь человека с историей, с далью времен, со всей вселенной, но им всегда владело чувство неприкаянности и одиночества.
Недаром Бунин считается одним из лучших стилистов среди русских писателей рубежа веков, его язык ярок, точен и вместе с тем поэтичен.