И.С.Тургенев «Бежин луг»
В рассказе «Бежин луг» перед нами открывается общая гармония – гармония природы и крестьянских ребятишек, стерегущих табун. Для людей, выросших вблизи природы, знающих её, благовеющих перед ней, ночь вместе с природой – большой праздник. Мальчики, которых встретил охотник, не испытывают неловкости от присутствия постороннего человека и продолжают свой разговор, полный тайн, преданий и поверий. С нежностью Тургенев описывает крестьянских ребят, их внутренний мир, умение тонко чувствовать красоту природы.Образы мальчиков овеяны лирическим настроением грусти и одновременно сочувствия. Писатель заставляет читателя задуматься над их дальнейшей судьбой.
Характеристика героев
Тургенев очень точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.
Работа над сравнительной характеристикой.
Составление таблицы.
Павлуша | Илюша |
1. Описание внешности, одежды, манеры держаться (портрет) | 1. Описание внешности, одежды, манеры держаться (портрет) |
2. Какие истории он рассказывает? О «предвидении» (затмении) в Шаламове, о бочаре Вавиле и крестьянах Шаламова, о голосе Васи из речки | 2. Какие истории он рассказывает? О домовом, про оборотня, про покойного барина, о гаданье в родительскую субботу, об антихристе (Тришке), о лешем и мужике, о водяном |
3. Откуда узнал Павлуша то, о чем он рассказал? Он рассказывал лишь о том, что видел или слышал сам | 3. Откуда знал Илюша то, о чем он рассказывал у костра? Только одна история произошла с ним самим. Обо всем остальном он слышал и запоминал рассказы самых разных людей. Можно даже припомнить этих людей: псарь Ермила, дедушка Трофимыч, бабка Ульяна... Конечно, они едва ли рассказывали все эти истории двенадцатилетнему мальчику. Он просто с необычайной жадностью ловил любые подобные рассказы и разговора взрослых |
4. Как относится он к своим рассказам? Рассказ о прошедшем и, как уже выяснилось, напрасном страхе вызывает добродушную усмешку. Голос Васи заставляет задуматься и пугает. Он пытается во всем разобраться сам и думает напряженно, всегда приходя к конкретным решениям | 4. Как относится он к своим рассказам? С верой, страхом и убежденностью в том, что все так и было. Он запоминает и верит! |
5. Как относится он к чужим рассказам (Илюши, Кости)? Пытается понять, разобраться в причинах и, в конечном счете, возмущается этой «нечистью», («И зачем эта погань в свете развелась?») | 5. Как относится он к чужим рассказам? Постоянно хочет уточнить, исправить чужой рассказ, показать, как много он знает (и кто такой Тришка, и какой бывает леший). Это ревнивый хранитель традиций |
6. Как он относится к непонятным, странным происшествиям, которые пугают других мальчиков, к тому, что происходит у костра? Многое, что пугает мальчиков (голос цапли, куличков), его не пугает, потому что он знает, что это такое, и потому не только сам не боится, но и успокаивает товарищей.В непонятном для себя старательно пытается разобраться (так, например, происходит с голосом из бучила). Его желание разобраться очень быстро переходит в действие: припомним, как стремительно помчался он за волками; любознательность и решительность, а не только смелость стоят за каждым из его поступков | 6. Как он относится ко всему, что происходит у костра? Он с увлечением и необычайной быстротой подхватывает любой разговор на «странную» тему. В его рассказах мы видим не только чрезвычайно целеустремленную память, но и увлеченность всем этим фантастическим миром, бурную и с детства определенным образом направленную фантазию |
7. Можем ли мы судить о том, как относится к Павлуше автор? Согласны ли мы с ним? Отношение автора к Павлуше заключено в первом описании этого мальчика, но не только в нем. Автор «невольно любовался Павлушей», когда тот вернулся из погони за волками. О согласии учеников с автором мы знаем. Все почти всегда симпатизируют Павлуше | 7. Что говорит автор об Илюше? Нравится ли он ему? Какое он вызывает отношение к себе? Автор не выражает таких симпатий Илюше, но и у этого мальчика, как ни странно, находится гораздо больше сторонников, чем предполагает учитель. Особенно много сочувственных реплик слышишь от девочек: «Он так много помнит», «Такой слабый, а историй знает больше всех...» |
Речь Павлуши лаконична, спокойна, стремительна, чуть иронична.
Речь Илюши эмоциональна, он не только повествует - он вновь и вновь переживает рассказанное, и это качество, конечно вызывает сочувствие его слушателей.
Речь Илюши эмоциональна, он не только повествует - он вновь и вновь переживает рассказанное, и это качество, конечно вызывает сочувствие его слушателей.