Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 23.04.2021, 14:32

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Праздники сегодня
Информер праздники сегодня
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
И.С.Тургенев «Бежин луг»

     Иван Сергеевич Тургенев – великий русский писатель, мастер языка и психологического анализа, он оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литературы.
     С начала 1847 по июнь 1850 года писатель живет за границей. Объясняя в своих воспоминаниях за границу, где было написано большинство очерков «Записок охотника», Тургенев говорит: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел (…). В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право…»
     Главное дело этого жизненного  и творческого периода – «Записки охотника», цикл лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч». Отдельное двухтомное издание цикла вышло в 1812 году, позднее в него били добавлены рассказы «Конец Чертопханова» (1872), «Живые мощи», «Стучит» (1874). О Тургеневе осталось много воспоминаний, рассказов, среди которых есть оценка своего творчества самим писателем и признание его роли народом.
   По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, - богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.

        О сборнике «Записки охотника»

     «Записки охотника» - цикл рассказов и очерков о жизни русской деревни и русском крестьянине. Тургенев был одним из тех, кто показал не забитость и простоту крестьянского люда, а народную душевность, одаренность, духовную красоту и величавость такую же, какую имеет и природа, окружающая человека.
     Основной темой «Записок» были взаимоотношения помещиков и крестьян. Автор сборника рассказов выносит суровый приговор крепостному праву. Крепостной порядок предстает у Тургенева зловещей, мертвой силой, чуждой природной гармонии и враждебной человеку. Однако эта сила не способна уничтожить человеческую душу, любовь и творческий дар. Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева.

            «Бежин луг»

     В рассказе «Бежин луг» перед нами открывается общая гармония – гармония природы и крестьянских ребятишек, стерегущих табун. Для людей, выросших вблизи природы, знающих её, благовеющих перед ней, ночь вместе с природой – большой праздник. Мальчики, которых встретил охотник, не испытывают неловкости от присутствия постороннего человека и продолжают свой разговор, полный тайн, преданий и поверий. С нежностью Тургенев описывает крестьянских ребят, их внутренний мир, умение тонко чувствовать красоту природы.
     Образы мальчиков овеяны лирическим настроением грусти и одновременно сочувствия. Писатель заставляет читателя задуматься над их дальнейшей судьбой.

                Характеристика героев

    Тургенев очень точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.

Работа над сравнительной характеристикой.
Составление таблицы.

ПавлушаИлюша
 1. Описание внешности, одежды, манеры держаться (портрет) 1. Описание внешности, одежды, манеры держаться (портрет)
 2. Какие истории он рассказывает?
 О «предвидении» (затмении) в Шаламове, о бочаре Вавиле и крестьянах Шаламова, о голосе Васи из речки
 2. Какие истории он рассказывает?
 О домовом, про оборотня, про покойного барина, о гаданье в родительскую субботу, об антихристе (Тришке), о лешем и мужике,  о водяном
 3. Откуда узнал Павлуша то, о чем он рассказал?
Он рассказывал лишь о том, что видел или слышал сам
 3. Откуда знал Илюша то, о чем он рассказывал у костра?
Только одна история произошла с ним самим. Обо всем остальном он слышал и запоминал рассказы самых разных людей. Можно даже припомнить этих людей: псарь Ермила, дедушка Трофимыч, бабка Ульяна... Конечно, они едва ли рассказывали все эти истории двенадцатилетнему мальчику. Он просто с необычайной жадностью ловил любые подобные рассказы и разговора взрослых
 4. Как относится он к своим рассказам?
Рассказ о прошедшем и, как уже выяснилось, напрасном страхе вызывает добродушную усмешку. Голос Васи заставляет задуматься и пугает. Он пытается во всем разобраться сам и думает напряженно, всегда приходя к конкретным решениям
 4. Как относится он к своим рассказам?
С верой, страхом и убежденностью в том, что все так и было. Он запоминает и верит!
 5. Как относится он к чужим рассказам (Илюши, Кости)?
Пытается    понять,    разобраться в причинах и, в конечном   счете, возмущается   этой «нечистью», («И зачем эта погань в свете развелась?»)
 5. Как относится он к чужим рассказам?
Постоянно хочет уточнить, исправить чужой рассказ, показать, как много он знает (и кто такой Тришка, и какой бывает леший). Это ревнивый хранитель традиций
 6. Как он относится к непонятным, странным происшествиям, которые пугают других мальчиков, к тому, что происходит у костра?
Многое, что пугает мальчиков (голос цапли, куличков), его не   пугает, потому что он знает, что это такое, и потому не только сам не боится, но и успокаивает товарищей.В непонятном для себя старательно пытается разобраться (так, например, происходит с голосом из бучила). Его желание разобраться очень быстро переходит в действие: припомним, как стремительно помчался он за волками; любознательность и решительность, а не только смелость стоят за каждым из его поступков
 6. Как он относится ко   всему, что происходит у костра?
Он с увлечением и необычайной быстротой подхватывает любой разговор на «странную» тему. В его рассказах мы видим не только чрезвычайно целеустремленную память, но и увлеченность всем этим фантастическим миром, бурную и с детства определенным образом направленную фантазию
 7. Можем ли мы судить о том, как относится к Павлуше автор? Согласны ли мы с ним?
Отношение автора к Павлуше заключено в первом описании этого мальчика, но не только в   нем. Автор «невольно любовался Павлушей», когда тот вернулся из погони за волками. О согласии учеников с автором мы знаем. Все почти всегда симпатизируют Павлуше
 7. Что говорит автор об Илюше? Нравится ли он ему? Какое он вызывает отношение к себе?
Автор не выражает таких симпатий Илюше, но и у этого мальчика, как ни странно, находится гораздо больше сторонников, чем предполагает учитель. Особенно много сочувственных реплик слышишь от девочек: «Он так много помнит», «Такой слабый, а историй знает больше всех...»

Речь Павлуши лаконична, спокойна, стремительна, чуть иронична.
Речь Илюши эмоциональна, он не только повествует - он вновь и вновь переживает рассказанное, и это качество, конечно вызывает сочувствие его слушателей.







Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Всероссийский конкурс
Календарь
«  Апрель 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 430

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 430

Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Погода
Рекомендую



Copyright MyCorp © 2012 - 2021