Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 16.11.2024, 00:18

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода


Историко-литературный процесс

Историческое развитие национальной и мировой литературы, которое можно рассматривать как историю литературных направлений

Классицизм - (от лат. classicus — образцовый)

Период
Конец XVII — XIX вв. Зародился в Италии, но наибольшее развитие получил во Франции
Представители
Н. Буало — главный теоретик классициз¬ма (трактат «Поэтическое искусство»)
В русской литературе — А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов; в мировой — П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер
Особенности
• культ разума; в основе — философия рацио¬нализма (Р. Декарт: «Я мыслю — следовательно, существую»);
• жесткая иерархия жанров: в высоких жанрах не изображались смешные или бытовые ситуации и герои, в низких — трагические и возвышенные;
• использование высокой и низкой лексики в соответствии с жанром;
• деление героев на положительных и отрицательных;
• герои — выдающиеся личности;
• основной конфликт — выбор между чувством и разумом, волей и долгом;
• соблюдение правила «трех единств»: места, времени и действия (для драматических произведений);
• утверждение в произведениях положительных ценностей и государственного идеала
Основные жанры   
Высокие — ода, эпическая поэма, трагедия; низкие — комедия, басня, эпиграмма, сатира

Сентиментализм - (от англ. sentimental — чувствительный, от франц. sentiment — чувство). Получил название от романа английского писателя Л. Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768)

Период
Вторая половина XVIII в.
Представители
В русской литературе — А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин; в мировой — С. Ричардсон, Л. Стерн, Ж.-Ж Руссо, раннее творчество И.-В. Гете и Ф. Шиллера
Особенности
• главенство чувства над разумом;
• деление героев на положительных и отрицательных по способности к глубоким переживаниям;
• интерес к богатому внутреннему миру героев (начало психологизма);
• гиперболизированное проявление чувств (восклицания, слезы, обмороки, самоубийства)
Основные жанры
Семейный роман, дневник, исповедь, роман в письмах, путевые заметки, элегия, послание

Романтизм - (от слова «роман» либо от рыцарской поэзии романоязычных стран)

Период   
Конец XVIII — первая половина XIX вв.
Представители
В русской литературе — В. А. Жуковский, ранний А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов; в мировой — Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне, Дж. Байрон, А. Мицкевич
Особенности
• возникает в период кризиса рационализма (разочарование в результатах Великой Французской революции, просветительских идеях, война 1812 г., неудовлетворенность окружающей действительностью);
• романтическое двоемирие: бегство от действительности («здесь») в идеальный мир («там») как реализация романтического бунта против окружающего мира;
• внимание к внутреннему миру человека, углубленный психологизм;
• принципиально новый тип героя — исклю¬чительный, бунтующий, одинокий, обыкновенно с трагической судьбой;
• обращение к историческому прошлому, фольклору, экзотике
Основные жанры   
Исторический роман, поэма, баллада. Расцвет поэзии

Реализм
В широком смысле
Отношение литературы к действительности. Любое произведение, независимо от направления, в той или иной мере отражает реальность. Поэтому можно говорить о реализме Гомера, У. Шекспира и т. д. как о способе отражения действительности в их произведениях. При этом следует отличать реализм как метод от реализма как направления
В узком смысле
Направление в искусстве XIX в., известен также как критический реализм
Представители в русской литературе — А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов; в миро¬вой — О. де Бальзак, Ч. Диккенс, Э. Золя
Особенности:
• верность действительности — определяющий критерий художественности;
• типизация характеров и явлений;
• социальная детерминация личности (обусловленность характера общественной средой), исследование причин социальных явлений;
• психологизм;
• принципы народности и историзма;
• новые типы героев: тип «маленького человека» (Девушкин, Башмачкин, Мармеладов), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового героя» (нигилист Базаров, герои Н. Г. Чернышевского)

Типология реализма
В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы

Просветительский реализм Период — XVII-XVIII вв.

Главный принцип — вера в разум человека, надежда на гар-монизацию общества через просвещение (будущее — «царство Разума»), развитие творческого начала в человеке.
В русской литературе — А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин («Недоросль»), Г. Р. Державин, в мировой — Д. Дефо, Дж. Свифт, Вольтер, И.-В. Гете

Критический реализм
Период — 1840-1890-е гг. (формируется в 1830-е гг.).
Особенности:
• критика социальных пороков общества;
• обличительная направленность произведений;
• воссоздание жизни в ее закономерностях;
• изображение «типических характеров в типических об-стоятельствах»

Социалистический реализм
Период — 1920-1980-е гг.
Основа — коммунистический общественно-политический и эстетический идеал, пафос революционной перестройки мира, вера в социализм и коммунизм.
Представители — Н. А. Островский, М. А. Шолохов, А. Н. Толстой, Д. Бедный, позднее творчество В. В. Маяковского

Модернизм - (от франц. modern — новейший, современный)

Направления модернизма
Авангардизм (франц. avant — вперед, garde — отряд). В разные периоды авангардизмом назывались различные течения, провозглашавшие свою оппозиционность по отношению к традиционной культуре, отказывавшиеся от классических форм и приемов

Символизм - (франц. symЪolismе, от symbole — символ)

Период
Возникает в 1870-е гг. во Франции, в русской литературе — с 1890-х по 1920-е гг.
Представители
В русской литературе — В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, А. А. Блок; в мировой — Ш. Бодлер, А. Рембо и др.
Особенности
• представление о непознаваемости мира и его закономерностей;
• единственный способ познания мира — духовный опыт и творческая интуиция, а не разум; исключительная роль искусства;
• цель поэзии — отражение «высшей реальности»;
• основа поэтики — символ, принципиально многозначный, содержащий в себе перспективу бесконечного развертывания смыслов образ;
• произведение — творческий акт не только автора, но и читателя

Течения символизма в русской литературе

Старшие символисты:
• московская школа: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт
• петербургская школа: Д. И. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуб

Младшие символисты (младосимволисты)
А. А. Блок, А. Белый, И. Ф. Анненский, Вяч. Иванов

Акмеизм - (от греч. аkme — вершина, высшая степень чего-либо)

Период
1910-е гг.
Представители
С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, Н. С. Гу¬милев, О. Э. Мандельштам
Особенности
• выделился из символизма как его преодоление;
• отказ от символистской многозначности образов, возвращение к материальному миру, точному значению слова;
• задача литературы — «прекрасная ясность», непосредственный взгляд на мир;
• связь с литературной группой «Цех поэтов», непродолжительное время существования

Футуризм - (от лат. futurum — будущее; букв. «будетлянство» — термин В. В. Хлебникова)
Период — начало XX в.
Основатель — итальянский поэт Ф. Т. Маринетти
Разновидности:
• в Москве — школа кубофутуристов, или «Гилея» (Н. Д. и Д. Д. Бурлюки, В. В. Маяковский, В. В. Каменский, В. В. Хлебников, А. Е. Крученых). Пытались
воплотить изобразительные принципы французских художников-кубистов и поэтические установки итальянских футуристов; стремились обновить искусство, сравнивая это с социальной революцией;
• в Петербурге — школа эгофутуристов (И. Северянин, И. Гнедов, К. Олимпов). Провозглашали интуитивное творчество и художественный индивидуализм,
эклектически сочетая различные литературные традиции (И. Северянин соединял символистские приемы звукописи с футуристскими приемами словообразования);
• в 1913 г. возникли группы «Центрифуга» (С. П. Бо¬бров, Н. Н. Асеев, Б. Л. Пастернак и др.) и «Мезонин поэзии» (В. Г. Шершеневич, К. А. Большаков и др.). Футуристы «второго призыва» проявили себя эпигонами кубо- или эгофутуризма

Импрессионизм (от франц. impression — впечатление) — художественный стиль, распространенный в 1870¬1920-е гг. Импрессионисты стремились передать непосредственное мгновенное впечатление от реальности, создавая импровизацию ярких образов. Элементы проявляются в творчестве К. Д. Бальмонта, И. Ф. Анненского, А. А. Фета

Экспрессионизм (лат. expressio — выражение) приходит на смену импрессионизму в 1910-х гг. Экспрессионизму присущ социально-обличительный пафос, эмоционально-психологическая насыщенность («искусство крика», «эстетика морального шока»), ассоциативность. Основные приемы — гротеск, гипербола, контраст. К этому стилю близки индивидуальные манеры разных русских писателей начала XX ст.: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Н. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. В мировой литературе — Ф. Кафка («Превращение»)

Кубизм (франц. cubismе, от cube — куб) — направление во французском искусстве 1900-1910-х гг. в живописи (П. Пикассо), отразился и в литературе. Элементы кубизма есть в творчестве раннего В. В. Маяковского

Имажинизм — течение и поэтическая группа в рус¬ской литературе конца 1910-1920-х гг. Группа была образована в 1918 г. С. А. Есениным, А. Б. Мариенгофом и В. Г. Шершеневичем. Они декларировали подчиненность содержания художественной форме. Особенность поэзии — метафорический образ, основанный на сопоставлении непохожих предметов, явлений и понятий

Сюрреализм (от франц. surrealisme, букв. — сверхреализм) — направление в искусстве ХХ в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания. Возник в 1910-1920-х гг. Представители — А. Бретон, Л. Ара¬гон, П. Элюар, Т. Тцара. Особенность — разрыв логических связей, хаотичная, ничем не упорядоченная запись реальности, состыковка деталей и сцен по случайному принципу, фиксирование всех пришедших в голову идей

Постмодернизм (современный, новейший)

Период, представители
Вторая половина XX в. Две волны: 1-я — 1950-1971 гг. (Г. Грасс, Дж. Хеллер, в русской литературе — Вен. Ерофеев), 2-я — 1980-1990 гг. (У. Эко, П. Зюскинд, в русской литературе — В. О. Пелевин, В. Сорокин)
Особенности
• ориентированность на элитарного и массового читателя (двух- или многоуровневая организация текста — для читателей с разным культурным уровнем);
• тотальная ирония и пародирование;
• цитирование и интертекстуальность — приобщение всего предшествующего культурного массива;
• приемы эстетической игры с жизненными реалиями, с текстом и читателем, с литературными прообразами (архетипами);
• нелинейность письма, литературные эксперименты;
• восприятие мира часто как абсурдного, хаотического;
• национальное своеобразие;
• герой — одинокий, растерянный, потерявший духовные ориентиры



Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Всероссийский конкурс
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 658

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 681



Copyright MyCorp © 2012 - 2024