Главная | Регистрация | Вход | RSS | Понедельник, 20.05.2024, 08:39 |
Приветствую Вас Гость |
|
Историко-литературный процесс Историческое развитие национальной и мировой литературы, которое можно рассматривать как историю литературных направлений Классицизм - (от лат. classicus — образцовый)
Сентиментализм - (от англ. sentimental — чувствительный, от франц. sentiment — чувство). Получил название от романа английского писателя Л. Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768)
Романтизм - (от слова «роман» либо от рыцарской поэзии романоязычных стран)
Реализм В широком смысле Отношение литературы к действительности. Любое произведение, независимо от направления, в той или иной мере отражает реальность. Поэтому можно говорить о реализме Гомера, У. Шекспира и т. д. как о способе отражения действительности в их произведениях. При этом следует отличать реализм как метод от реализма как направления В узком смысле Направление в искусстве XIX в., известен также как критический реализм Представители в русской литературе — А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов; в миро¬вой — О. де Бальзак, Ч. Диккенс, Э. Золя Особенности: • верность действительности — определяющий критерий художественности; • типизация характеров и явлений; • социальная детерминация личности (обусловленность характера общественной средой), исследование причин социальных явлений; • психологизм; • принципы народности и историзма; • новые типы героев: тип «маленького человека» (Девушкин, Башмачкин, Мармеладов), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового героя» (нигилист Базаров, герои Н. Г. Чернышевского) Типология реализма Просветительский реализм Период — XVII-XVIII вв. Главный принцип — вера в разум человека, надежда на гар-монизацию общества через просвещение (будущее — «царство Разума»), развитие творческого начала в человеке. В русской литературе — А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин («Недоросль»), Г. Р. Державин, в мировой — Д. Дефо, Дж. Свифт, Вольтер, И.-В. Гете Критический реализм Период — 1840-1890-е гг. (формируется в 1830-е гг.). Особенности: • критика социальных пороков общества; • обличительная направленность произведений; • воссоздание жизни в ее закономерностях; • изображение «типических характеров в типических об-стоятельствах» Социалистический реализм Период — 1920-1980-е гг. Основа — коммунистический общественно-политический и эстетический идеал, пафос революционной перестройки мира, вера в социализм и коммунизм. Представители — Н. А. Островский, М. А. Шолохов, А. Н. Толстой, Д. Бедный, позднее творчество В. В. Маяковского Модернизм - (от франц. modern — новейший, современный) Направления модернизма Авангардизм (франц. avant — вперед, garde — отряд). В разные периоды авангардизмом назывались различные течения, провозглашавшие свою оппозиционность по отношению к традиционной культуре, отказывавшиеся от классических форм и приемов Символизм - (франц. symЪolismе, от symbole — символ)
Течения символизма в русской литературе Старшие символисты: • московская школа: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт • петербургская школа: Д. И. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуб Младшие символисты (младосимволисты) А. А. Блок, А. Белый, И. Ф. Анненский, Вяч. Иванов Акмеизм - (от греч. аkme — вершина, высшая степень чего-либо)
Футуризм - (от лат. futurum — будущее; букв. «будетлянство» — термин В. В. Хлебникова) Период — начало XX в. Основатель — итальянский поэт Ф. Т. Маринетти Разновидности: • в Москве — школа кубофутуристов, или «Гилея» (Н. Д. и Д. Д. Бурлюки, В. В. Маяковский, В. В. Каменский, В. В. Хлебников, А. Е. Крученых). Пытались воплотить изобразительные принципы французских художников-кубистов и поэтические установки итальянских футуристов; стремились обновить искусство, сравнивая это с социальной революцией; • в Петербурге — школа эгофутуристов (И. Северянин, И. Гнедов, К. Олимпов). Провозглашали интуитивное творчество и художественный индивидуализм, эклектически сочетая различные литературные традиции (И. Северянин соединял символистские приемы звукописи с футуристскими приемами словообразования); • в 1913 г. возникли группы «Центрифуга» (С. П. Бо¬бров, Н. Н. Асеев, Б. Л. Пастернак и др.) и «Мезонин поэзии» (В. Г. Шершеневич, К. А. Большаков и др.). Футуристы «второго призыва» проявили себя эпигонами кубо- или эгофутуризма Импрессионизм (от франц. impression — впечатление) — художественный стиль, распространенный в 1870¬1920-е гг. Импрессионисты стремились передать непосредственное мгновенное впечатление от реальности, создавая импровизацию ярких образов. Элементы проявляются в творчестве К. Д. Бальмонта, И. Ф. Анненского, А. А. Фета Экспрессионизм (лат. expressio — выражение) приходит на смену импрессионизму в 1910-х гг. Экспрессионизму присущ социально-обличительный пафос, эмоционально-психологическая насыщенность («искусство крика», «эстетика морального шока»), ассоциативность. Основные приемы — гротеск, гипербола, контраст. К этому стилю близки индивидуальные манеры разных русских писателей начала XX ст.: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Н. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. В мировой литературе — Ф. Кафка («Превращение») Кубизм (франц. cubismе, от cube — куб) — направление во французском искусстве 1900-1910-х гг. в живописи (П. Пикассо), отразился и в литературе. Элементы кубизма есть в творчестве раннего В. В. Маяковского Имажинизм — течение и поэтическая группа в рус¬ской литературе конца 1910-1920-х гг. Группа была образована в 1918 г. С. А. Есениным, А. Б. Мариенгофом и В. Г. Шершеневичем. Они декларировали подчиненность содержания художественной форме. Особенность поэзии — метафорический образ, основанный на сопоставлении непохожих предметов, явлений и понятий Сюрреализм (от франц. surrealisme, букв. — сверхреализм) — направление в искусстве ХХ в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания. Возник в 1910-1920-х гг. Представители — А. Бретон, Л. Ара¬гон, П. Элюар, Т. Тцара. Особенность — разрыв логических связей, хаотичная, ничем не упорядоченная запись реальности, состыковка деталей и сцен по случайному принципу, фиксирование всех пришедших в голову идей Постмодернизм (современный, новейший)
|
|
Copyright MyCorp © 2012 - 2024 |