Историко-литературный процесс
Историческое развитие национальной и мировой литературы, которое можно рассматривать как историю литературных направлений
Классицизм - (от лат. classicus — образцовый)
Период | Конец XVII — XIX вв. Зародился в Италии, но наибольшее развитие получил во Франции |
Представители | Н. Буало — главный теоретик классициз¬ма (трактат «Поэтическое искусство») В русской литературе — А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов; в мировой — П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер |
Особенности | • культ разума; в основе — философия рацио¬нализма (Р. Декарт: «Я мыслю — следовательно, существую»); • жесткая иерархия жанров: в высоких жанрах не изображались смешные или бытовые ситуации и герои, в низких — трагические и возвышенные; • использование высокой и низкой лексики в соответствии с жанром; • деление героев на положительных и отрицательных; • герои — выдающиеся личности; • основной конфликт — выбор между чувством и разумом, волей и долгом; • соблюдение правила «трех единств»: места, времени и действия (для драматических произведений); • утверждение в произведениях положительных ценностей и государственного идеала |
Основные жанры | Высокие — ода, эпическая поэма, трагедия; низкие — комедия, басня, эпиграмма, сатира |
Сентиментализм - (от англ. sentimental — чувствительный, от франц. sentiment — чувство). Получил название от романа английского писателя Л. Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768)
Период | Вторая половина XVIII в. |
Представители | В русской литературе — А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин; в мировой — С. Ричардсон, Л. Стерн, Ж.-Ж Руссо, раннее творчество И.-В. Гете и Ф. Шиллера |
Особенности | • главенство чувства над разумом; • деление героев на положительных и отрицательных по способности к глубоким переживаниям; • интерес к богатому внутреннему миру героев (начало психологизма); • гиперболизированное проявление чувств (восклицания, слезы, обмороки, самоубийства) |
Основные жанры | Семейный роман, дневник, исповедь, роман в письмах, путевые заметки, элегия, послание |
Романтизм - (от слова «роман» либо от рыцарской поэзии романоязычных стран)
Период | Конец XVIII — первая половина XIX вв. |
Представители | В русской литературе — В. А. Жуковский, ранний А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов; в мировой — Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне, Дж. Байрон, А. Мицкевич |
Особенности | • возникает в период кризиса рационализма (разочарование в результатах Великой Французской революции, просветительских идеях, война 1812 г., неудовлетворенность окружающей действительностью); • романтическое двоемирие: бегство от действительности («здесь») в идеальный мир («там») как реализация романтического бунта против окружающего мира; • внимание к внутреннему миру человека, углубленный психологизм; • принципиально новый тип героя — исклю¬чительный, бунтующий, одинокий, обыкновенно с трагической судьбой; • обращение к историческому прошлому, фольклору, экзотике |
Основные жанры | Исторический роман, поэма, баллада. Расцвет поэзии |
Реализм
В широком смысле
Отношение литературы к действительности. Любое произведение, независимо от направления, в той или иной мере отражает реальность. Поэтому можно говорить о реализме Гомера, У. Шекспира и т. д. как о способе отражения действительности в их произведениях. При этом следует отличать реализм как метод от реализма как направления
В узком смысле
Направление в искусстве XIX в., известен также как критический реализм
Представители в русской литературе — А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов; в миро¬вой — О. де Бальзак, Ч. Диккенс, Э. Золя
Особенности:
• верность действительности — определяющий критерий художественности;
• типизация характеров и явлений;
• социальная детерминация личности (обусловленность характера общественной средой), исследование причин социальных явлений;
• психологизм;
• принципы народности и историзма;
• новые типы героев: тип «маленького человека» (Девушкин, Башмачкин, Мармеладов), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового героя» (нигилист Базаров, герои Н. Г. Чернышевского)
В широком смысле
Отношение литературы к действительности. Любое произведение, независимо от направления, в той или иной мере отражает реальность. Поэтому можно говорить о реализме Гомера, У. Шекспира и т. д. как о способе отражения действительности в их произведениях. При этом следует отличать реализм как метод от реализма как направления
В узком смысле
Направление в искусстве XIX в., известен также как критический реализм
Представители в русской литературе — А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов; в миро¬вой — О. де Бальзак, Ч. Диккенс, Э. Золя
Особенности:
• верность действительности — определяющий критерий художественности;
• типизация характеров и явлений;
• социальная детерминация личности (обусловленность характера общественной средой), исследование причин социальных явлений;
• психологизм;
• принципы народности и историзма;
• новые типы героев: тип «маленького человека» (Девушкин, Башмачкин, Мармеладов), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового героя» (нигилист Базаров, герои Н. Г. Чернышевского)
Типология реализма
Просветительский реализм Период — XVII-XVIII вв.
Главный принцип — вера в разум человека, надежда на гар-монизацию общества через просвещение (будущее — «царство Разума»), развитие творческого начала в человеке.
В русской литературе — А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин («Недоросль»), Г. Р. Державин, в мировой — Д. Дефо, Дж. Свифт, Вольтер, И.-В. Гете
Критический реализм
Период — 1840-1890-е гг. (формируется в 1830-е гг.).
Особенности:
• критика социальных пороков общества;
• обличительная направленность произведений;
• воссоздание жизни в ее закономерностях;
• изображение «типических характеров в типических об-стоятельствах»
Социалистический реализм
Период — 1920-1980-е гг.
Основа — коммунистический общественно-политический и эстетический идеал, пафос революционной перестройки мира, вера в социализм и коммунизм.
Представители — Н. А. Островский, М. А. Шолохов, А. Н. Толстой, Д. Бедный, позднее творчество В. В. Маяковского
Модернизм - (от франц. modern — новейший, современный)
Направления модернизма
Авангардизм (франц. avant — вперед, garde — отряд). В разные периоды авангардизмом назывались различные течения, провозглашавшие свою оппозиционность по отношению к традиционной культуре, отказывавшиеся от классических форм и приемов
Символизм - (франц. symЪolismе, от symbole — символ)
Период | Возникает в 1870-е гг. во Франции, в русской литературе — с 1890-х по 1920-е гг. |
Представители | В русской литературе — В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, А. А. Блок; в мировой — Ш. Бодлер, А. Рембо и др. |
Особенности | • представление о непознаваемости мира и его закономерностей; • единственный способ познания мира — духовный опыт и творческая интуиция, а не разум; исключительная роль искусства; • цель поэзии — отражение «высшей реальности»; • основа поэтики — символ, принципиально многозначный, содержащий в себе перспективу бесконечного развертывания смыслов образ; • произведение — творческий акт не только автора, но и читателя |
Течения символизма в русской литературе
Старшие символисты:
• московская школа: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт
• петербургская школа: Д. И. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуб
Старшие символисты:
• московская школа: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт
• петербургская школа: Д. И. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуб
Младшие символисты (младосимволисты)
А. А. Блок, А. Белый, И. Ф. Анненский, Вяч. Иванов
А. А. Блок, А. Белый, И. Ф. Анненский, Вяч. Иванов
Акмеизм - (от греч. аkme — вершина, высшая степень чего-либо)
Период | 1910-е гг. |
Представители | С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, Н. С. Гу¬милев, О. Э. Мандельштам |
Особенности | • выделился из символизма как его преодоление; • отказ от символистской многозначности образов, возвращение к материальному миру, точному значению слова; • задача литературы — «прекрасная ясность», непосредственный взгляд на мир; • связь с литературной группой «Цех поэтов», непродолжительное время существования |
Футуризм - (от лат. futurum — будущее; букв. «будетлянство» — термин В. В. Хлебникова)
Период — начало XX в.
Основатель — итальянский поэт Ф. Т. Маринетти
Разновидности:
• в Москве — школа кубофутуристов, или «Гилея» (Н. Д. и Д. Д. Бурлюки, В. В. Маяковский, В. В. Каменский, В. В. Хлебников, А. Е. Крученых). Пытались
воплотить изобразительные принципы французских художников-кубистов и поэтические установки итальянских футуристов; стремились обновить искусство, сравнивая это с социальной революцией;
• в Петербурге — школа эгофутуристов (И. Северянин, И. Гнедов, К. Олимпов). Провозглашали интуитивное творчество и художественный индивидуализм,
эклектически сочетая различные литературные традиции (И. Северянин соединял символистские приемы звукописи с футуристскими приемами словообразования);
• в 1913 г. возникли группы «Центрифуга» (С. П. Бо¬бров, Н. Н. Асеев, Б. Л. Пастернак и др.) и «Мезонин поэзии» (В. Г. Шершеневич, К. А. Большаков и др.). Футуристы «второго призыва» проявили себя эпигонами кубо- или эгофутуризма
Импрессионизм (от франц. impression — впечатление) — художественный стиль, распространенный в 1870¬1920-е гг. Импрессионисты стремились передать непосредственное мгновенное впечатление от реальности, создавая импровизацию ярких образов. Элементы проявляются в творчестве К. Д. Бальмонта, И. Ф. Анненского, А. А. Фета
Экспрессионизм (лат. expressio — выражение) приходит на смену импрессионизму в 1910-х гг. Экспрессионизму присущ социально-обличительный пафос, эмоционально-психологическая насыщенность («искусство крика», «эстетика морального шока»), ассоциативность. Основные приемы — гротеск, гипербола, контраст. К этому стилю близки индивидуальные манеры разных русских писателей начала XX ст.: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Н. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. В мировой литературе — Ф. Кафка («Превращение»)
Кубизм (франц. cubismе, от cube — куб) — направление во французском искусстве 1900-1910-х гг. в живописи (П. Пикассо), отразился и в литературе. Элементы кубизма есть в творчестве раннего В. В. Маяковского
Имажинизм — течение и поэтическая группа в рус¬ской литературе конца 1910-1920-х гг. Группа была образована в 1918 г. С. А. Есениным, А. Б. Мариенгофом и В. Г. Шершеневичем. Они декларировали подчиненность содержания художественной форме. Особенность поэзии — метафорический образ, основанный на сопоставлении непохожих предметов, явлений и понятий
Сюрреализм (от франц. surrealisme, букв. — сверхреализм) — направление в искусстве ХХ в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания. Возник в 1910-1920-х гг. Представители — А. Бретон, Л. Ара¬гон, П. Элюар, Т. Тцара. Особенность — разрыв логических связей, хаотичная, ничем не упорядоченная запись реальности, состыковка деталей и сцен по случайному принципу, фиксирование всех пришедших в голову идей
Период — начало XX в.
Основатель — итальянский поэт Ф. Т. Маринетти
Разновидности:
• в Москве — школа кубофутуристов, или «Гилея» (Н. Д. и Д. Д. Бурлюки, В. В. Маяковский, В. В. Каменский, В. В. Хлебников, А. Е. Крученых). Пытались
воплотить изобразительные принципы французских художников-кубистов и поэтические установки итальянских футуристов; стремились обновить искусство, сравнивая это с социальной революцией;
• в Петербурге — школа эгофутуристов (И. Северянин, И. Гнедов, К. Олимпов). Провозглашали интуитивное творчество и художественный индивидуализм,
эклектически сочетая различные литературные традиции (И. Северянин соединял символистские приемы звукописи с футуристскими приемами словообразования);
• в 1913 г. возникли группы «Центрифуга» (С. П. Бо¬бров, Н. Н. Асеев, Б. Л. Пастернак и др.) и «Мезонин поэзии» (В. Г. Шершеневич, К. А. Большаков и др.). Футуристы «второго призыва» проявили себя эпигонами кубо- или эгофутуризма
Импрессионизм (от франц. impression — впечатление) — художественный стиль, распространенный в 1870¬1920-е гг. Импрессионисты стремились передать непосредственное мгновенное впечатление от реальности, создавая импровизацию ярких образов. Элементы проявляются в творчестве К. Д. Бальмонта, И. Ф. Анненского, А. А. Фета
Экспрессионизм (лат. expressio — выражение) приходит на смену импрессионизму в 1910-х гг. Экспрессионизму присущ социально-обличительный пафос, эмоционально-психологическая насыщенность («искусство крика», «эстетика морального шока»), ассоциативность. Основные приемы — гротеск, гипербола, контраст. К этому стилю близки индивидуальные манеры разных русских писателей начала XX ст.: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Н. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. В мировой литературе — Ф. Кафка («Превращение»)
Кубизм (франц. cubismе, от cube — куб) — направление во французском искусстве 1900-1910-х гг. в живописи (П. Пикассо), отразился и в литературе. Элементы кубизма есть в творчестве раннего В. В. Маяковского
Имажинизм — течение и поэтическая группа в рус¬ской литературе конца 1910-1920-х гг. Группа была образована в 1918 г. С. А. Есениным, А. Б. Мариенгофом и В. Г. Шершеневичем. Они декларировали подчиненность содержания художественной форме. Особенность поэзии — метафорический образ, основанный на сопоставлении непохожих предметов, явлений и понятий
Сюрреализм (от франц. surrealisme, букв. — сверхреализм) — направление в искусстве ХХ в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания. Возник в 1910-1920-х гг. Представители — А. Бретон, Л. Ара¬гон, П. Элюар, Т. Тцара. Особенность — разрыв логических связей, хаотичная, ничем не упорядоченная запись реальности, состыковка деталей и сцен по случайному принципу, фиксирование всех пришедших в голову идей
Постмодернизм (современный, новейший)
Период, представители | Вторая половина XX в. Две волны: 1-я — 1950-1971 гг. (Г. Грасс, Дж. Хеллер, в русской литературе — Вен. Ерофеев), 2-я — 1980-1990 гг. (У. Эко, П. Зюскинд, в русской литературе — В. О. Пелевин, В. Сорокин) |
Особенности | • ориентированность на элитарного и массового читателя (двух- или многоуровневая организация текста — для читателей с разным культурным уровнем); • тотальная ирония и пародирование; • цитирование и интертекстуальность — приобщение всего предшествующего культурного массива; • приемы эстетической игры с жизненными реалиями, с текстом и читателем, с литературными прообразами (архетипами); • нелинейность письма, литературные эксперименты; • восприятие мира часто как абсурдного, хаотического; • национальное своеобразие; • герой — одинокий, растерянный, потерявший духовные ориентиры |