Язык художественного произведения
Поэтический синтаксис и интонационные фигуры
Риторический вопрос | Утверждение в форме вопроса, не требующего ответа (он известен). Усиливает эмоциональность высказывания | «Зачем душа в тот край стремится, Где были дни, каких уж нет?» (В. Жуковский) |
Риторическое восклицание | Эмоциональное утверждение определенной мысли | «Да, так любить, как любит наша кровь, Никто из вас давно не любит!» (А. А. Блок) |
Риторическое обращение | Обращение условного характера, усиливает эмоциональность речи | «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы.!» (А. С. Пушкин) |
Афоризм | Лаконичное, предельно обобщенное изречение, обладающее отточенной формой и глубоким содержанием | «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (А. С. Грибоедов) |
Повтор | Повторения звуков, слов или выражений: • звуковые (аллитерация, ассонанс и др.); • синтаксические (синтаксический параллелизм и др.); • фразовые (рефрен, припев); • лексические(анафора, эпифора, градация, кольцо, стык); • образные (повторы мотивов, ситуаций) | «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» (А. С. Пушкин) Кольцо: «Коня, коня, полцарства за коня!» (У. Шекспир) Стык: «О, весна, без конца и без краю — Без конца и без краю мечта!» (А. А. Блок) |
Анафора | Единоначалие, повтор слова или фразы в начале нескольких строк | «Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам...» (Н. А. Некрасов) |
Эпифора | Единоокончание, повтор слова или нескольких слов в конце строк, фраз | «Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, <...> везде фестончики» (Н. В. Гоголь) |
Инверсия | Нарушение обычного порядка слов, перестановка фраз | «И томных дев устремлены // На вас внимателъные очи» (А. С. Пушкин) |
Градация | Группировка ряда выражений в порядке нарастания или ослабления смысловой или эмоциональной значимости | «Не то, что мните вы, природа: // Не слепок, не бездушный лик —// В ней естъ душа, в ней естъ свобода, // В ней естъ любовъ, в ней естъ язык...» (Ф. И. Тютчев) |
Антитеза | Противопоставление или сопоставление логически противоположных понятий или образов. Часто используется в названиях произведений | «Они сошлисъ. Волна и каменъ, Стихи и проза, лед и пламенъ Не столъ различны меж собой» (А. С. Пушкин); названия: «Война и мир», «Отцы и дети» |
Параллелизм | Однородное синтаксическое построение предложений. Может быть положен в основу композиции произведения, устанавливать сходство развивающихся сюжетных ходов | «Спит животное Собака, Дремлет птица Воробей...» (Н. А. Заболоцкий); истории Пискарева и Пирогова в «Невском проспекте» Н. В. Гоголя |
Пропуск (эллипсис) | Отсутствие отдельных слов, придающее фразе дополнительный динамизм | «Офицер — из пистолета, Теркин — в мягкое — штыком» (А. Т. Твардовский) |
Звукопись
Аллитерация | |
Повторение одинаковых согласных звуков. | «Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь» (А. С. Пушкин) |
Ассонанс | |
Повторение одинаковых гласных звуков. | «У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки <...> Французы тут как тут» (М. Ю. Лермонтов) |
Звукоподражание | |
Имитация природного звучания напоминающими его звуками речи. | «Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши» (К. Д. Бальмонт) |