Как писать сочинение 13.3
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
• Дать определение слова или словосочетания!!! Внимание!!! Поскольку необходимо будет потом доказывать справедливость этого определения примером их текста, подумайте, какое значение автор текста вкладывает в это понятие.
• Написать комментарий
• Привести аргументы (1 аргумент из текста, 1 аргумент из жизни или литературы)
• Построить сочинение логично, внедрить связки, проверить введение и заключение а также наличие всех структурных элементов сочинения.
• Проверить сочинение на наличие орфографических и пунктуационных ошибок.
СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ:
• Первый абзац: ВСТУПЛЕНИЕ (посвящен определению слова)
• Второй абзац: КОММЕНТАРИЙ (можно не выделять в отдельный абзац)
• Третий и четвертый абзацы: АРГУМЕНТЫ
• Пятый абзац: ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итого: должно быть 4-5 абзацев. Если объединяете комментарий с определением, то 4, если пишете отдельно -5.
ТИПЫ ФОРМУЛИРОВОК ТЕМ СОЧИНЕНИЯ
• Что такое …? (дружба, человечность, сострадание, любовь и т.д)
• …. – это… (Искусство – это..)
• Какого человека можно назвать верным? Какова роль книг в жизни человека?
• Иногда необходимо дать определение словосочетанию:
Драгоценная книга – это
Нравственны выбор – это
Сила духа – это
ОПРЕДЕЛЕНИЕ. СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА.
1) Описательный способ: Доброта – положительное свойство личности, проявляющееся в неравнодушии к окружающим.
2) Синонимический способ: Равнодушный – черствый, бездушный, нечуткий.
3) Отрицательное определение: Равнодушный человек – тот, кто лишен душевного тепла, милосердия и сострадания по отношению к окружающим, заботится только о себе.
4) Отсылочный способ: Равнодушие – это то же самое, что и духовная слепота.
!!!Помощь в формулировке:
Каждое из искомых определения можно отнести к группе:
• термин
• понятие
• нравственная характеристика
• свойство личности
• качество человека и т.д.
КОММЕНТАРИЙ. Что это такое?
• Раскрытие актуальности рассматриваемого термина
• Анализ многозначности понятия
• Соотнесение с другими понятиями
Вопросы, помогающие оформить комментарий:
1) Что мне еще известно об этом слое, явлении, свойстве, черте характера?
2) Чем существенным я могу дополнить это определение?
3) Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?
4) Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить?
Типичные ошибки при комментировании:
• Отсутствие связки между определением и комментарием
• Подмена комментария примерами из текста
• Подмена комментария примерами из жизни
ПРИМЕР КОММЕНТАРИЯ:
Говоря о силе, мы чаще всего имеем в виду физическую выносливость. Однако это понятие гораздо глубже. Сила – это многозначное слово, оно образует такие словосочетания как «сила духа», «сила воли», «сила характера», «сила любви и т.д.
Так что же такое сила? Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту Д.С. Лихачева.
Аргумент из жизненного опыта:
• Исторические факты
• Общественно-значимые события, явления, обсуждаемые в обществе
• Высказывания знаменитых философов, литераторов, художников и т.д.
• Высказывания специалистов в какой-либо области (психологов, социологов, политологов и т.д.)
• Примеры из читательского опыта
• Результаты личных наблюдений
• Биография известного человека (нужно обязательно знать имя этого человека)
• Культурные и национальные традиции
КЛИШЕ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ ОГЭ
Для вступления:
• Что такое …? Попробуем поразмышлять над значением этого понятия.
• По моему мнению, … – это….
• Я думаю, что … – это….
• … – это понятие, знакомое каждому человеку. Но мало кто задумывается о значении этого слова. Так что же такое …?
• Что значит …? Попробуем разобраться в значении этого слова/понятия.
• Я согласен с ФИО в том, что … - это
• Попробуем разобраться в смысле этого слова
• Попробуем определить данное слово
• Что такое…? Немногие задумывается над этим сегодня. Я считаю, что
• Текст ФИО заставил меня задуматься над…
• Это нравственное понятие рассматривали многие писатели, поэты и философы..
Для основной части:
• Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста (примерах из текста). Так,в предложении ....
• Чтобы подтвердить сказаннное, обратимся к тексту.
• В тексте ФИО можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса)
• Предложение … подтверждает мысль о том, что....
• Примеры … можно встретить и в жизни.
• В подтверждение приведу пример из жизни (художественной литературы, СМИ, истории и т.д.)
• В текст ФИО сказано: «...цитата...».
• Этот пример из текста ярко демонстрирует названное понятие.
• Конечно, в окружающем мире можно найти немало примеров, подтверждающих высказанную мною мысль.
• Обратимся к тексту, в котором говорится о ....
• В своем тексте автор поднимает очень важную для нас (общества, сегодня) проблему.
• Автор говорит...подчеркивает... размышляет... высказывает свое мнение... делает акцент....
• Свое мнение я могу подтвердить примером из..
• Наблюдая за окружающими людьми, я не раз замечал(а), что
• В жизни мы часто сталкиваемся с ... (наблюдаем ...)
• Я не раз оказывался(лась) свидетелем того, как....
• Как-то раз ….
Для заключения:
• Таким образом,…
• Итак,…
• В заключение…
• Как мы видим…
• Итак, мне удалось проиллюстрировать примерами верность данного мною определения.
• В результате рассуждения мы приходим к выводу о том, что....
• Эти примеры стали убедительным доказательством моего определения.
• Надеюсь, что я смог(ла) объяснить значение слова ...
• Полагаю, мне удалось объяснить значение слова и мои аргументы были убедительными.
• Подводя итог своим размышлениям, могу (хочу) сказать..