Содержание и форма литературного произведения
Художественное произведение
Форма | Содержание |
Внешняя, материальная сторона текста | Внутренняя, нематериальная сторона текста |
Художественная речь, система изобразительных средств, принцип организации повествования, композиция. Способ существования произведения, плоть содержания | Сюжет, характеры, обстоятельства, идейно-тематическое содержание. Формируется и существует только в форме |
Произведение существует только в единстве формы и содержания. Форма и содержание неделимы: изменение формы есть одновременно изменение содержания.
Авторский замысел
Первоначальная схема будущего произведения: представление о его содержании и форме, основных чертах и свойствах
* Возникает в воображении писателя до начала непосредственной работы. Первая ступень творческого процесса
* Оформляется в виде планов и программ
* Возникает в воображении писателя до начала непосредственной работы. Первая ступень творческого процесса
* Оформляется в виде планов и программ
Пути возникновения авторского замысла
Внезапное озарение, переживание или образ, сразу открывающие замысел, равнозначные ему («был я внезапно осенен мыслью изложить в форме эпической поэмы историю «Вечного жида» — Гете) | Длительный интерес к тем или иным проблемам, из которого формируется замысел. Иногда сопровождается изучением данных истории,социологии, политики и других наук (творчество Э. Золя) |
Характерно для лирики, поэзии | Характерно для эпических произведений |
Чаще всего происходит совмещение двух указанных ситуаций |
Виды авторского замысла
• воплощенный; • невоплощенныи | • завершенный; • незавершенный | • неизменный; • трансформированный |
Воплощение авторского замысла
* Оформление замысла в конкретной художественной форме
* Процесс создания художественного произведения (до воплощения художественное произведение не существует)
* Воплощение авторского замысла связано с трудностями перевода образов на язык словесного искусства. Поэтому автор, как правило, оказывается недовольным воплощением своего замысла