Художественное время и пространство
Художественное время и пространство
(хронотоп)
(хронотоп)
Время
Одна из форм (наряду с пространством) бытия и мышления
* Время реальное отличается от изображаемого в произведении.
* Автор может умышленно акцентировать внимание на времени или, напротив, не выделять его.
* Время может быть выражено с помощью датировки (абсолютной или относительной), указания длительности событий и диалогов героев: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер...» (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»); «разговор продолжался полчаса».
* Время реальное отличается от изображаемого в произведении.
* Автор может умышленно акцентировать внимание на времени или, напротив, не выделять его.
* Время может быть выражено с помощью датировки (абсолютной или относительной), указания длительности событий и диалогов героев: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер...» (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»); «разговор продолжался полчаса».
* Время может быть «растянуто», «замедлено», «свернуто» до ремарки («прошло полгода») или остановлено (для лирических отступлений).
* Временная организация повествования всегда значима (нарушение хронологии в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, хаотизация датировки заметок в «Записках сумасшедшего» Н. В. Гоголя)
* Временная организация повествования всегда значима (нарушение хронологии в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, хаотизация датировки заметок в «Записках сумасшедшего» Н. В. Гоголя)
Типология художественного времени
• объективное (эпическое) — реальное время, с которым движутся события;
• субъективное (лирическое) — индивидуальное восприятие времени героем, зависящее от его эмоционального состояния (время может томительно тянуться, стремительно лететь и т. д.)
• прерывистое — может иметь:
- ретроспекции: субъективно-читательские (мысленное возвращение читателя к ранее полученным сведениям) и объективно-авторские (авторская отсылка к ранее оговоренному с помощью слов «уже упоминалось о том, что.», «читатель помнит, что.»);
- проспекции — забегание автора вперед с помощью выражений «через несколько дней окажется, что.», «как станет известно позже»;
- ретардации — намеренное замедление автором течения времени, сжатие его;
• непрерывное, т. е. последовательное
• мифологическое;
• историческое;
• утопическое
• замкнутое — не выходящее за пределы сюжета, не связанное с историческим временем (основные жанры фольклора);
• открытое — координирующееся с определенной исторической эпохой
• субъективное (лирическое) — индивидуальное восприятие времени героем, зависящее от его эмоционального состояния (время может томительно тянуться, стремительно лететь и т. д.)
• прерывистое — может иметь:
- ретроспекции: субъективно-читательские (мысленное возвращение читателя к ранее полученным сведениям) и объективно-авторские (авторская отсылка к ранее оговоренному с помощью слов «уже упоминалось о том, что.», «читатель помнит, что.»);
- проспекции — забегание автора вперед с помощью выражений «через несколько дней окажется, что.», «как станет известно позже»;
- ретардации — намеренное замедление автором течения времени, сжатие его;
• непрерывное, т. е. последовательное
• мифологическое;
• историческое;
• утопическое
• замкнутое — не выходящее за пределы сюжета, не связанное с историческим временем (основные жанры фольклора);
• открытое — координирующееся с определенной исторической эпохой
• соотносимое с историческим;
• несоотносимое с историческим
• событийное — линейное время, с которым движется ход повествования;
• авторское — зависит от степени «включенности» автора-повествователя в текст. Автор может опережать события, описывать их с середины, конца и т. д.
• несоотносимое с историческим
• событийное — линейное время, с которым движется ход повествования;
• авторское — зависит от степени «включенности» автора-повествователя в текст. Автор может опережать события, описывать их с середины, конца и т. д.
Пространство
Одна из форм (наряду со временем) бытия и мышления. Это топос (место), в котором размещаются персонажи и совершается действие
Типология художественного пространства
Пространство может иметь координаты:1. Вертикальные:
• «верх» — рай (все мессии спускаются с гор; Швейцария в «Идиоте» Ф. М. Достоевского);
• «низ» — ад (преисподняя в «Божественной комедии» Данте, «Америка», в которую уезжает Свидригайлов в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского).
2. Горизонтальные:
• «впереди» — будущее;
• «позади» — прошлое;
• «здесь»;
• «там»
Существуют разграничения миров:
• западный — «чужой»;
• восточный — «свой»
Важными в характеристике пространства оказываются пороговые ситуации — перед принятием важных решений (например, поведение Раскольникова на лестницах, порогах, мостах, в коридорах)
Особое место в русской литературе занимает пространство Петербурга: круг «петербургских текстов» (отдельные произведения Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и др.)
Пространство | «Дом» (замкнутый топос) |
«Порог» (граница между «домом» и «простором», место, где герой делает выбор) | |
«Простор» (разомкнутое, открытое) | |
•замкнутое: комнатка Раскольникова; •разомкнутое: берег реки в эпилоге «Преступления и наказания», небо над Андреем Болконским в «Войне и мире» Л. Н. Толстого | |
•реальное: сцены битв в «Войне и мире»; •условное: сон в «Сне смешного человека» Ф. М. Достоевского, смешение временных и пространственных реалий в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина | |
• ограниченное; • безграничное | • сжатое; • объемное |
Хронотоп
Произведение вне времени и пространства не существует; хронос и топос неотделимы друг от друга. В литературо¬ведение понятие «хронотоп» (пространственно-временная организация текста) ввел М. М. Бахтин: «Примеры времени раскрываются в пространстве, и про¬странство осмысливается и измеряется временем»
Универсальные хронотопы в литературе:
• «идиллическое время» в отчем доме: притча о блудном сыне, жизнь Ильи Обломова в Обломовке (в Обломовке время как бы замирает) в романе И. А. Гончарова «Обломов»;
• «авантюрное время» испытаний на чужбине (Н. С. Лесков «Очарованный странник»);
• «мистерийное время» переживаний, самоанализа, принятия важных решений («Божественная комедия» Данте)
Универсальные хронотопы в литературе:
• «идиллическое время» в отчем доме: притча о блудном сыне, жизнь Ильи Обломова в Обломовке (в Обломовке время как бы замирает) в романе И. А. Гончарова «Обломов»;
• «авантюрное время» испытаний на чужбине (Н. С. Лесков «Очарованный странник»);
• «мистерийное время» переживаний, самоанализа, принятия важных решений («Божественная комедия» Данте)