Главная | Регистрация | Вход | RSS | Понедельник, 20.05.2024, 09:01 |
Приветствую Вас Гость |
|
Художественное время и пространство Художественное время и пространство (хронотоп) Время Одна из форм (наряду с пространством) бытия и мышления * Время реальное отличается от изображаемого в произведении. * Автор может умышленно акцентировать внимание на времени или, напротив, не выделять его. * Время может быть выражено с помощью датировки (абсолютной или относительной), указания длительности событий и диалогов героев: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер...» (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»); «разговор продолжался полчаса». * Время может быть «растянуто», «замедлено», «свернуто» до ремарки («прошло полгода») или остановлено (для лирических отступлений). * Временная организация повествования всегда значима (нарушение хронологии в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, хаотизация датировки заметок в «Записках сумасшедшего» Н. В. Гоголя) Типология художественного времени • объективное (эпическое) — реальное время, с которым движутся события; • субъективное (лирическое) — индивидуальное восприятие времени героем, зависящее от его эмоционального состояния (время может томительно тянуться, стремительно лететь и т. д.) • прерывистое — может иметь: - ретроспекции: субъективно-читательские (мысленное возвращение читателя к ранее полученным сведениям) и объективно-авторские (авторская отсылка к ранее оговоренному с помощью слов «уже упоминалось о том, что.», «читатель помнит, что.»); - проспекции — забегание автора вперед с помощью выражений «через несколько дней окажется, что.», «как станет известно позже»; - ретардации — намеренное замедление автором течения времени, сжатие его; • непрерывное, т. е. последовательное • мифологическое; • историческое; • утопическое • замкнутое — не выходящее за пределы сюжета, не связанное с историческим временем (основные жанры фольклора); • открытое — координирующееся с определенной исторической эпохой • соотносимое с историческим; • несоотносимое с историческим • событийное — линейное время, с которым движется ход повествования; • авторское — зависит от степени «включенности» автора-повествователя в текст. Автор может опережать события, описывать их с середины, конца и т. д. Пространство Одна из форм (наряду со временем) бытия и мышления. Это топос (место), в котором размещаются персонажи и совершается действие Типология художественного пространства Пространство может иметь координаты:1. Вертикальные: • «верх» — рай (все мессии спускаются с гор; Швейцария в «Идиоте» Ф. М. Достоевского); • «низ» — ад (преисподняя в «Божественной комедии» Данте, «Америка», в которую уезжает Свидригайлов в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского). 2. Горизонтальные: • «впереди» — будущее; • «позади» — прошлое; • «здесь»; • «там» Существуют разграничения миров: • западный — «чужой»; • восточный — «свой» Важными в характеристике пространства оказываются пороговые ситуации — перед принятием важных решений (например, поведение Раскольникова на лестницах, порогах, мостах, в коридорах) Особое место в русской литературе занимает пространство Петербурга: круг «петербургских текстов» (отдельные произведения Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и др.)
Хронотоп Произведение вне времени и пространства не существует; хронос и топос неотделимы друг от друга. В литературо¬ведение понятие «хронотоп» (пространственно-временная организация текста) ввел М. М. Бахтин: «Примеры времени раскрываются в пространстве, и про¬странство осмысливается и измеряется временем» Универсальные хронотопы в литературе: • «идиллическое время» в отчем доме: притча о блудном сыне, жизнь Ильи Обломова в Обломовке (в Обломовке время как бы замирает) в романе И. А. Гончарова «Обломов»; • «авантюрное время» испытаний на чужбине (Н. С. Лесков «Очарованный странник»); • «мистерийное время» переживаний, самоанализа, принятия важных решений («Божественная комедия» Данте) |
|
Copyright MyCorp © 2012 - 2024 |