Комическое и трагическое как основные эстетические категории
Комическое и трагическое как основные эстетические категории
Трагическое | Комическое |
Отображение неразрешимого жизненного конфликта, в результате которого происходит переоценка ценностей. Трагическое обусловлено внутренней природой человека. Трагический характер всегда активен, он находится в постоянном поиске ответов на важнейшие вопросы, в противоборстве обстоятельствам | Средство раскрытия жизненных противоречий через осмеяние. В основе комического — несоответствие норме, которое может проявляться на: • языковом уровне (оговорки, имитации дефектов речи); • уровне сюжета (неузнавание героя); • уровне характеров (противоречия между желаемым и действительным, самопозиционированием героя и реальным его положением) |
Виды комического
Юмор | Добрый смех, незлобная насмешка |
• Может быть добродушным или жестоким («черным»). • Подлинный юмор предполагает наличие вы¬соких идеалов, иначе превращается в цинизм, пошлость. Юмор широко использовали А. П. Чехов, Н. В. Гоголь, В. М. Шукшин, О'Генри | |
Ирония | Скрытая насмешка, создание комического эффекта от намеренного употребления слов со значением, противоположным тому, что желает сказать автор |
Может быть уничтожающей или совершенствующей личность человека; прямой иронией (направленной на объект) или самоиронией (направленной на себя). Пример иронии у А. С. Пушкина: «Граф Хвостов, / Поэт, любимый небесами...». Формально — восхваление, но реально — насмешка над бездарностью | |
Сатира | Изобличение и гневное осмеяние того, что противоречит нравственным законам |
• Отрицает осмеиваемое и противопоставляет его идеалу. • Направлена на обличение общественных пороков. Сатира связана с именами Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, М. Зощенко, М. Булгакова, Дж. Свифта | |
Сарказм | Язвительная насмешка, едкая издевка, высшая степень иронии |
Отличается беспощадностью и резкостью осмеяния, открыто выраженного. Проявляется в эпиграммах А. С. Пушкина, «Думе» М. Ю. Лермонтова |
Гротеск - (от франц. grotesque, от итал. grotesco — причудливый, комичный)
Гипертрофированное преувеличение (гиперболизация), вплоть до карикатурного искажения, придающее описываемому фантастический характер
* С помощью гротеска смещаются границы правдоподобия
* Соединяет реальное с фантастическим, создавая абсурдные и комические ситуации, парадоксальные несоответствия
* Является одним из приемов «остранения» (видение старой вещи по-новому, в необычном свете, вывод объекта из границ автоматизма восприятия)
Гротеск проявлен в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина в образах градоначальников, в повести Н. В. Гоголя «Нос»
Гипертрофированное преувеличение (гиперболизация), вплоть до карикатурного искажения, придающее описываемому фантастический характер
* С помощью гротеска смещаются границы правдоподобия
* Соединяет реальное с фантастическим, создавая абсурдные и комические ситуации, парадоксальные несоответствия
* Является одним из приемов «остранения» (видение старой вещи по-новому, в необычном свете, вывод объекта из границ автоматизма восприятия)
Гротеск проявлен в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина в образах градоначальников, в повести Н. В. Гоголя «Нос»