Главная | Регистрация | Вход | RSS | Четверг, 25.04.2024, 21:27 |
Приветствую Вас Гость |
|
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» Замысел и воплощение Н.А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в 1863 году. Незадолго до смерти он говорил писателю Г. И. Успенскому, что надеется «создать народную книгу», опираясь на «весь опыт», «все сведения» о народе, «накопленные... по словечку... в течение двадцати лет». К сожалению, поэма осталась незаконченной. Н.А. Некрасов написал только четыре части: «Часть первая», «Крестьянка», «Последыш» и «Пир на весь мир». В современных изданиях они располагаются по-разному: литературоведы до сих пор не могут придти к единому мнению по поводу авторского замысла. Социально-исторический контекст В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов изобразил жизнь народа в один из самых сложных моментов истории. В начале 1860-х годов в России была проведена Крестьянская реформа. В результате возникла ситуация, когда старые, крепостнические, устои уже разрушились, а новые еще не сложились. Кризис затронул все слои общества: Порвалась цепь великая. Порвалась - расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!.. Сюжет Семь временнообязанных мужиков путешествуют по стране в поисках ответа на вопрос «Кому живется весело. //Вольготно на Руси?» - такова основная сюжетная линия поэмы. В рукописях Н.А. Некрасова сохранился план, согласно которому герои должны были встретиться с министром, увидеть царя. Об этом свидетельствует и их спор: Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому! – Сказали братья Губины. Иван и Митродор. Старик Пахом потужился И молвил в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю... Яким Нагой, Ермил Гирин В главе «Пьяная ночь» подробно говорится о Якиме Нагом. Это великий труженик, человек, обладающий большим духовным потенциалом и в то же время не лишенный критического взгляда на жизнь: Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин! Однако многое для него «вином кончается». В главе «Счастливые» рассказывается история Ермила Гирина. Крестьянин Федосей уверен: «Коли Ермил не выручит, Счастливцем не объявится, Так и шататься нечего...». По общему мнению, Ермил обладает высокими моральными качествами: он трудолюбив, справедлив и совестлив. Тем не менее его судьба складывается трагически: он пытается заступиться за крестьян в вотчине помещика Обрубкова и в результате попадает в острог. Матрена Тимофеевна, Савелий В образе Матрены Тимофеевны нашли отражения многолетние наблюдения и раздумия Н.А. Некрасова о судьбе русской женщины- крестьянки. Матрена Тимофеевна мудра и терпелива. У нее чувствительное сердце и сильный характер. Рассказывая о своих несчастьях, она рассказывает о суровой доле всех русских женщин. Матрена Тимофеевна уверена, что среди них бесполезно искать счастливую: «Л женщин вы не трогайте //Вот Бог! ни с чем проходите //До гробовой доски!». От Матрены Тимофеевны герои узнают о Савелии. Это стихийный бунтарь, готовый мстить за народные страдания и страдать за народную месть. Не случайно он внешне напоминает русского былинного богатыря. По складу мышления Савелий - философ. Именно ему принадлежит ключевая «формула», определяющая судьбу мужика на Руси: «Мужчинам три дороженьки: //Кабак, остр Гриша Добросклонов Центральной фигурой заключительной части поэмы является Гриша Добросклонов. В его характере просматриваются черты революционно настроенной молодежи 1860-70-х годов: духовная чистота, доброта, скромность и стремление сделать жизнь народа счастливее. Об этом он вместе с братом Саввою поет в своих песнях: Жизнь трудовая. – Другу прямая К сердцу дорога. Прочь от порога, Трус и лентяй! То ли не рай? Доля народа. Счастье его. Свет и свобода Прежде всего! Устное народное творчество Большую роль в поэме играет устное народное творчество. Н.А. Некрасов вводит фольклорные элементы в текст поэмы «прямо» (в виде стилизации) и «косвенно» (как цитаты, характерные приемы и образы). В качестве «арсенала художественных средств» он использует не только народные песни (барщинная, солдатская, бурлацкая и др.), поговорки, загадки, но и более крупные фольклорные жанры: сказка (семь странствующих героев, говорящая птичка- пеночка, скатерть-самобранка) и былина (образ Савелия-богатыря святорусского). Жанровое своеобразие Н.А. Некрасов был прав, называя свою поэму «крестьянской эпопеей». Для нее, действительно, характерны черты эпопеи - наиболее крупной и монументальной формы художественной литературы: разветвленный сюжет, многогеройность, национально- историческая проблематика и народный взгляд на действительность. Исследователи чаще всего определяют жанр «Кому на Руси жить хорошо» как поэма-эпопея. Заключение Несмотря на то, что Н.А. Некрасов не успел закончить поэму «Кому на Руси жить хорошо», он выполнил свою задачу: создал масштабное произведение о народной жизни в переломный момент истории. Обращение к мотиву дороги позволило ему включить в поэму большое количество событий и массовых сцен, глубокое знание народных традиций и бытовой культуры - создать яркие образы, использование элементов устного народного творчества - передать специфику народного языка. По верному замечанию писателя Г.И. Успенского, Н.А. Некрасов выступил в поэме «Кому на Руси жить хорошо» как «наиискреннейший выразитель сущности русской души - страстной, жаждущей жизни, испорченной тысячами дурных влияний, рвущейся из этих пут на волю к свету, к правде...» |
|
Copyright MyCorp © 2012 - 2024 |