Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 07.05.2021, 06:50

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Праздники сегодня
Информер праздники сегодня
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Замысел и воплощение

      Н.А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в 1863 году. Незадолго до смерти он говорил писателю Г. И. Успенскому, что надеется «создать народную книгу», опираясь на «весь опыт», «все сведения» о народе, «накопленные... по словечку... в течение двадцати лет». К сожалению, поэма осталась незаконченной. Н.А. Некрасов написал только четыре части: «Часть первая», «Крестьянка», «Последыш» и «Пир на весь мир». В современных изданиях они располагаются по-разному: литературоведы до сих пор не могут придти к единому мнению по поводу авторского замысла.

Социально-исторический контекст

     В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов изобразил жизнь народа в один из самых сложных моментов истории.
     В начале 1860-х годов в России была проведена Крестьянская реформа. В результате возникла ситуация, когда старые, крепостнические, устои уже разрушились, а новые еще не сложились. Кризис затронул все слои общества:
Порвалась цепь великая. Порвалась - расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!..

Сюжет

     Семь временнообязанных мужиков путешествуют по стране в поисках ответа на вопрос «Кому живется весело. //Вольготно на Руси?» - такова основная сюжетная линия поэмы. В рукописях Н.А. Некрасова сохранился план, согласно которому герои должны были встретиться с министром, увидеть царя. Об этом свидетельствует и их спор:
                         Роман сказал: помещику,
                        Демьян сказал: чиновнику,
                        Лука сказал: попу.
                        Купчине толстопузому! –
                        Сказали братья Губины.
                        Иван и Митродор.
                       Старик Пахом потужился
                       И молвил в землю глядючи:
                       Вельможному боярину,
                       Министру государеву.
                       А Пров сказал: царю...
                       Яким Нагой, Ермил Гирин
     В главе «Пьяная ночь» подробно говорится о Якиме Нагом. Это великий труженик, человек, обладающий большим духовным потенциалом и в то же время не лишенный критического взгляда на жизнь:
                            Работаешь один,
                           А чуть работа кончена,
                           Гляди, стоят три дольщика:
                           Бог, царь и господин!
     Однако многое для него «вином кончается».
     В главе «Счастливые» рассказывается история Ермила Гирина. Крестьянин Федосей уверен:
«Коли Ермил не выручит,
                           Счастливцем не объявится,
                           Так и шататься нечего...».
     По общему мнению, Ермил обладает высокими моральными качествами: он трудолюбив, справедлив и совестлив. Тем не менее его судьба складывается трагически: он пытается заступиться за крестьян в вотчине помещика Обрубкова и в результате попадает в острог.

Матрена Тимофеевна, Савелий

     В образе Матрены Тимофеевны нашли отражения многолетние наблюдения и раздумия Н.А. Некрасова о судьбе русской женщины- крестьянки. Матрена Тимофеевна мудра и терпелива. У нее чувствительное сердце и сильный характер. Рассказывая о своих несчастьях, она рассказывает о суровой доле всех русских женщин. Матрена Тимофеевна уверена, что среди них бесполезно искать счастливую: «Л женщин вы не трогайте //Вот Бог! ни с чем проходите //До гробовой доски!».
     От Матрены Тимофеевны герои узнают о Савелии. Это стихийный бунтарь, готовый мстить за народные страдания и страдать за народную месть. Не случайно он внешне напоминает русского былинного богатыря. По складу мышления Савелий - философ.   Именно ему принадлежит ключевая «формула», определяющая судьбу мужика на Руси: «Мужчинам три дороженьки: //Кабак, остр
Гриша Добросклонов
     Центральной фигурой заключительной части поэмы является Гриша Добросклонов. В его характере просматриваются черты революционно настроенной молодежи 1860-70-х годов: духовная чистота, доброта, скромность и стремление сделать жизнь народа счастливее. Об этом он вместе с братом Саввою поет в своих песнях:
                                   Жизнь трудовая. –
                                  Другу прямая
                                  К сердцу дорога.
                                  Прочь от порога,
                                  Трус и лентяй!
                                  То ли не рай?
                                  Доля народа.
                                  Счастье его.
                                  Свет и свобода
                                  Прежде всего!
                                  Устное народное творчество
     Большую роль в поэме играет устное народное творчество. Н.А. Некрасов вводит фольклорные элементы в текст поэмы «прямо» (в виде стилизации) и «косвенно» (как цитаты, характерные приемы и образы). В качестве «арсенала художественных средств» он использует не только народные песни (барщинная, солдатская, бурлацкая и др.), поговорки, загадки, но и более крупные фольклорные жанры: сказка (семь странствующих героев, говорящая птичка- пеночка, скатерть-самобранка) и былина (образ Савелия-богатыря святорусского).
Жанровое своеобразие
     Н.А. Некрасов был прав, называя свою поэму «крестьянской эпопеей». Для нее, действительно, характерны черты эпопеи - наиболее крупной и монументальной формы художественной литературы: разветвленный сюжет, многогеройность, национально- историческая проблематика и народный взгляд на действительность. Исследователи чаще всего определяют жанр «Кому на Руси жить хорошо» как поэма-эпопея.

Заключение

     Несмотря на то, что Н.А. Некрасов не успел закончить поэму «Кому на Руси жить хорошо», он выполнил свою задачу: создал масштабное произведение о народной жизни в переломный момент истории. Обращение к мотиву дороги позволило ему включить в поэму большое количество событий и массовых сцен, глубокое знание народных традиций и бытовой культуры - создать яркие образы, использование элементов устного народного творчества - передать специфику народного языка. По верному замечанию писателя Г.И. Успенского, Н.А. Некрасов выступил в поэме «Кому на Руси жить хорошо» как «наиискреннейший выразитель сущности русской души - страстной, жаждущей жизни, испорченной тысячами дурных влияний, рвущейся из этих пут на волю к свету, к правде...»

Посмотрите видеоурок № 1                    Посмотрите видеоурок № 2






Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Всероссийский конкурс
Календарь
«  Май 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 431

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 431

Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Погода
Рекомендую



Copyright MyCorp © 2012 - 2021