Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 18.04.2024, 11:03

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Погода


Лирика М.Ю.Лермонтова

      


Равновесие романтизма и реализма
Лермонтов выразил эту незавершенность, ведь и собственная жизнь поэта оказалась трагически короткой, а его творческий метод не успел сложиться в стройную систему.
Поэтическое наследие Лермонтова воплотило и романтическую, и реалистическую поэтики, столкнув романтические принципы с реалистическим мастерством в зрелых произведениях поэта. Динамическое равновесие романтизма и реализма стало яркой особенностью творчества Лермонтова, кроме того, что ему удалось придать единство всем течениям и оттенкам русского романтизма.
Если ранний Лермонтов целиком принадлежит романтизму, то в конце 30-х годов в его творчестве намечаются реалистические тенденции.
Поражает историческая точность, психологическая достоверность и философская глубина текстов, что говорит об эволюции его художественного метода.

Периоды творчества М.Ю.Лермонтова



Основные мотивы лирики Лермонтова



Лирический герой Лермонтова

Черты лирического героя
Особенности
1. Это романтический герой, отличающийся внутренней цельностью
Переходит из произведения в произведение, проходит через все творчество («Парус», «Родина» и др.)
2. Он одинок
От одиночества невозможно избавиться, герой противостоит миру, толпе, Богу
3. Свобода для него – абсолютная ценность
Идеал свободы недостижим, но он готов заплатить за нее даже жизнью («Мцыри»)
4. Погружен в безысходное разочарование, ищет гармонию, необыкновенно близок к природе
«И скучно и грустно…» – мировая скорбь, вызванная неидеальным устройством мира, где нет места могучей личности.
В стихах – художественные образы океана, гор, леса, плавания, одинокого странствия, туч, одинокого листа («Тучи», «Утес», «Парус», «Выхожу один я на дорогу…» и др.)
5. Романтический герой всегда ярко представляет романтическое двоемирие
Чем хуже земная жизнь, тем сильнее устремление к небу, к потустороннему идеалу, к Богу
6. В реалистической лирике переживает враждебное отношение к власти
Власти дается точная социальная характеристика; лирический герой любуется русской природой; характеры перестают быть односторонне героическими («Бородино», «Смерть Поэта» и др.)
7. Имеет особое представление о назначении поэта и поэзии
Призыв к действию. Поэзию он осознает действенным средством освобождения от мертвящего влияния бездушного светского общества. Слово для него - оружие, необходимое и в храме, и в бою. Поэт-пророк не оценен по достоинству толпой. («Пророк», «Кинжал»).

Жанры, стилистика, сюжеты, мотивы
Герой ранней лирики (1828 – 1832) – личность настолько самодостаточная, что никакие законы среды, общества, страны не могут ограничить ее представления о свободе. Единственный закон – собственная воля («1831-го июня 11 дня»). Герой размышляет о свободе и рабстве, жизни и смерти, судьбе страны и собственном предназначении, соединяя разные темы в одних стихах («Стансы»; «Ужасная судьба отца и сына»). Жанр – лирическая исповедь-монолог, подчеркивающая интимность, субъективизм, доверительность переживаний. Умолчания, тайны, трагические намеки, резкие повторы в судьбе героя, окруженного враждебной средой, обманувшей и причинившей боль. Язык антитез, афоризмов, символов и аллегорий («Два великана», «Парус»)

Художественное своеобразие лирики Лермонтова:

1) Романтический пафос,
2) Лирический герой чужд обществу, готов бороться за свои идеалы, бросает вызов земле и небесам,
3) Исповедальный характер лирики,
4) Жанры ранней лирики – монолог-исповедь, элегия, послание, романс,
5) Использование аллегорических (иносказательных) и символических образов,
6)  Жанры зрелой лирики – молитва, дума, элегия, лирико-философские, лирико-социальные и лирико-психологические монологи, философское раздумье и др.,
7) Гибкость, звучность, ритмико-мелодическое богатство стихов.


Народность и историзм поэзии Лермонтова
Новое видение Лермонтовым образа поэта в современном мире: он измельчал, потерял связь с народом и утратил свое назначенье («Поэт», «Пророк»). Исчезает дневниковая откровенность, исповедальность, все чаще горькая ирония заменяет пафос борьбы, лирическое скрывается под символикой пейзажа. Вместо многотемности – единая лирическая тема («Тучи», «Есть речи – значенье»). Поэтический мир зримый и исторически узнаваемый, действует человек из народа («Бородино»), а лирический герой ищет единения с людьми («Родина») и поэтического признания («Выхожу один я на дорогу»). Он не исключительная личность, а представитель эпохи, герой своего времени («Дума», «Прощай, немытая Россия», «Валерик»). Зрелое творчество не завершилось. Реализм не изжил романтизм – жизнь поэта трагически оборвалась.



Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Всероссийский конкурс
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 636

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 657



Copyright MyCorp © 2012 - 2024