Лирика М.Ю.Лермонтова
Равновесие романтизма и реализма
Лермонтов выразил эту незавершенность, ведь и собственная жизнь поэта оказалась трагически короткой, а его творческий метод не успел сложиться в стройную систему.Поэтическое наследие Лермонтова воплотило и романтическую, и реалистическую поэтики, столкнув романтические принципы с реалистическим мастерством в зрелых произведениях поэта. Динамическое равновесие романтизма и реализма стало яркой особенностью творчества Лермонтова, кроме того, что ему удалось придать единство всем течениям и оттенкам русского романтизма.
Если ранний Лермонтов целиком принадлежит романтизму, то в конце 30-х годов в его творчестве намечаются реалистические тенденции.
Поражает историческая точность, психологическая достоверность и философская глубина текстов, что говорит об эволюции его художественного метода.
Периоды творчества М.Ю.Лермонтова
Черты лирического героя | Особенности |
1. Это романтический герой, отличающийся внутренней цельностью | Переходит из произведения в произведение, проходит через все творчество («Парус», «Родина» и др.) |
2. Он одинок | От одиночества невозможно избавиться, герой противостоит миру, толпе, Богу |
3. Свобода для него – абсолютная ценность | Идеал свободы недостижим, но он готов заплатить за нее даже жизнью («Мцыри») |
4. Погружен в безысходное разочарование, ищет гармонию, необыкновенно близок к природе | «И скучно и грустно…» – мировая скорбь, вызванная неидеальным устройством мира, где нет места могучей личности. В стихах – художественные образы океана, гор, леса, плавания, одинокого странствия, туч, одинокого листа («Тучи», «Утес», «Парус», «Выхожу один я на дорогу…» и др.) |
5. Романтический герой всегда ярко представляет романтическое двоемирие | Чем хуже земная жизнь, тем сильнее устремление к небу, к потустороннему идеалу, к Богу |
6. В реалистической лирике переживает враждебное отношение к власти | Власти дается точная социальная характеристика; лирический герой любуется русской природой; характеры перестают быть односторонне героическими («Бородино», «Смерть Поэта» и др.) |
7. Имеет особое представление о назначении поэта и поэзии | Призыв к действию. Поэзию он осознает действенным средством освобождения от мертвящего влияния бездушного светского общества. Слово для него - оружие, необходимое и в храме, и в бою. Поэт-пророк не оценен по достоинству толпой. («Пророк», «Кинжал»). |
Жанры, стилистика, сюжеты, мотивы
Герой ранней лирики (1828 – 1832) – личность настолько самодостаточная, что никакие законы среды, общества, страны не могут ограничить ее представления о свободе. Единственный закон – собственная воля («1831-го июня 11 дня»). Герой размышляет о свободе и рабстве, жизни и смерти, судьбе страны и собственном предназначении, соединяя разные темы в одних стихах («Стансы»; «Ужасная судьба отца и сына»). Жанр – лирическая исповедь-монолог, подчеркивающая интимность, субъективизм, доверительность переживаний. Умолчания, тайны, трагические намеки, резкие повторы в судьбе героя, окруженного враждебной средой, обманувшей и причинившей боль. Язык антитез, афоризмов, символов и аллегорий («Два великана», «Парус»)Художественное своеобразие лирики Лермонтова:
1) Романтический пафос,
2) Лирический герой чужд обществу, готов бороться за свои идеалы, бросает вызов земле и небесам,
3) Исповедальный характер лирики,
4) Жанры ранней лирики – монолог-исповедь, элегия, послание, романс,
5) Использование аллегорических (иносказательных) и символических образов,
6) Жанры зрелой лирики – молитва, дума, элегия, лирико-философские, лирико-социальные и лирико-психологические монологи, философское раздумье и др.,
7) Гибкость, звучность, ритмико-мелодическое богатство стихов.
2) Лирический герой чужд обществу, готов бороться за свои идеалы, бросает вызов земле и небесам,
3) Исповедальный характер лирики,
4) Жанры ранней лирики – монолог-исповедь, элегия, послание, романс,
5) Использование аллегорических (иносказательных) и символических образов,
6) Жанры зрелой лирики – молитва, дума, элегия, лирико-философские, лирико-социальные и лирико-психологические монологи, философское раздумье и др.,
7) Гибкость, звучность, ритмико-мелодическое богатство стихов.
Народность и историзм поэзии Лермонтова
Новое видение Лермонтовым образа поэта в современном мире: он измельчал, потерял связь с народом и утратил свое назначенье («Поэт», «Пророк»). Исчезает дневниковая откровенность, исповедальность, все чаще горькая ирония заменяет пафос борьбы, лирическое скрывается под символикой пейзажа. Вместо многотемности – единая лирическая тема («Тучи», «Есть речи – значенье»). Поэтический мир зримый и исторически узнаваемый, действует человек из народа («Бородино»), а лирический герой ищет единения с людьми («Родина») и поэтического признания («Выхожу один я на дорогу»). Он не исключительная личность, а представитель эпохи, герой своего времени («Дума», «Прощай, немытая Россия», «Валерик»). Зрелое творчество не завершилось. Реализм не изжил романтизм – жизнь поэта трагически оборвалась.