Литературные роды. Жанры литературы
Литературные роды - группа жанров, объединенных сходными структурными признаками
Эпос | Лирика | Драма |
объективно изображается человеческая личность | изображается внутренний мир человека, его чувства, мысли, переживания (движения души) | изображаются герои в действиях, столкновениях, конфликтах (внешних или внутренних) |
повествуется о событиях, происходящих в определенное время в определенном пространстве | внешняя жизнь подается субъективно, через восприятие лирического героя | структура речи определяется монологами, диалогами, авторскими ремарками |
текст имеет преимущественно описательно-повествовательную структуру | имеет особую языковую организацию (рифму, ритм, размер) | произведение предназначено для исполнения на сцене |
Эпические жанры
Малые жанры
Притча | |
Нравственное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. В притче всегда заключена определенная дидактическая идея. Притча не изображает, а сообщает; отсутствует обрисовка характеров, показ явлений в развитии. Является одним из средств выражения морально-философских суждений писателя, характеризуется предельной заостренностью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью повествования | Евангельские притчи, Соломоновы притчи. Л. Н. Толстой «Три старца», «Три притчи». К жанру притчи в мировой литературе обращались Ф. Кафка, Б. Брехт, А. Камю, Ж.-П. Сартр |
Рассказ | |
Небольшое произведение с ограниченным числом персонажей, в котором, как правило, решается одна проблема и описывается одно событие | А. П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре», «О любви», И. А. Бунин «Чистый понедельник» |
Новелла | |
Разновидность рассказа, с острым сюжетом и неожиданным финалом | Л. Н. Андреев «Чемоданов», О'Генри «Дары волхвов» |
Очерк | |
Разновидность рассказа, художественное описание конкретных явлений действительности, преимущественно социальных, как типичных для данного времени. В основе — документальность, «писание с натуры» | Н. А. Некрасов «Физиология Петербурга» |
Средние жанры
Повесть | |
Произведение, среднее между рассказом и романом по количеству действующих лиц и событий. Повествование хроникально, события даны в их естественной последовательности | А. П. Чехов «Палата № 6», А. И. Куприн «Олеся», «Поединок», И. С. Тургенев «Ася» |
Большие жанры
Роман | |
Отображает жизнь в ее полноте и многообразии. Жанровые особенности: многолинейность сюжета, многопроблемность, разнообразие внешних и внутренних конфликтов. Характеры показаны в развитии на протяжении длительного времени | Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», И. А. Гончаров «Обломов» |
Роман-эпопея | |
Роман, всесторонне отображающий народную жизнь в переломные исторические эпохи. Имеет большой объем, отображает важность и масштабность событий | Л. Н. Толстой «Война и мир», М. А. Шолохов «Тихий Дон» |
Типология романа
• автобиографический (описание собственной жизни);
• семейно-бытовой (история жизни семьи);
• социально-психологический (исследование психологии героев, обусловленной социальными условиями);
• исторический (изображение событий определенной эпохи);
• философский (описание борьбы идей, размышления над проблемами бытия);
• роман воспитания (история становления личности);
• роман-утопия/антиутопия (построение модели идеального общества/предостережение в изображенной модели: Е. И. Замятин «Мы», в мировой — Дж. Оруэлл «1984»);
• эпистолярный (роман в письмах; Ф. М. Достоевский «Бедные люди»);
• фантастический (описание фантастических героев, событий);
• любовный (повествование об истории любви);
• авантюрный (внимание уделяется перипетиям сюжета);
• роман-путешествие;
• интеллектуальный (особый способ интерпретации, осмысления жизни с помощью разума; В. В. Набоков «Защита Лужина», А. Г. Битов «Пушкинский дом»)
• автобиографический (описание собственной жизни);
• семейно-бытовой (история жизни семьи);
• социально-психологический (исследование психологии героев, обусловленной социальными условиями);
• исторический (изображение событий определенной эпохи);
• философский (описание борьбы идей, размышления над проблемами бытия);
• роман воспитания (история становления личности);
• роман-утопия/антиутопия (построение модели идеального общества/предостережение в изображенной модели: Е. И. Замятин «Мы», в мировой — Дж. Оруэлл «1984»);
• эпистолярный (роман в письмах; Ф. М. Достоевский «Бедные люди»);
• фантастический (описание фантастических героев, событий);
• любовный (повествование об истории любви);
• авантюрный (внимание уделяется перипетиям сюжета);
• роман-путешествие;
• интеллектуальный (особый способ интерпретации, осмысления жизни с помощью разума; В. В. Набоков «Защита Лужина», А. Г. Битов «Пушкинский дом»)