Литературные роды - группа жанров, объединенных сходными структурными признаками
Эпос
Лирика
Драма
объективно изображается человеческая личность
изображается внутренний мир человека, его чувства, мысли, переживания (движения души)
изображаются герои в действиях, столкновениях, конфликтах (внешних или внутренних)
повествуется о событиях, происходящих в определенное время в определенном пространстве
внешняя жизнь подается субъективно, через восприятие лирического героя
структура речи определяется монологами, диалогами, авторскими ремарками
текст имеет преимущественно описательно-повествовательную структуру
имеет особую языковую организацию (рифму, ритм, размер)
произведение предназначено для исполнения на сцене
Эпические жанры
Малые жанры
Притча
Нравственное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. В притче всегда заключена определенная дидактическая идея. Притча не изображает, а сообщает; отсутствует обрисовка характеров, показ явлений в развитии. Является одним из средств выражения морально-философских суждений писателя, характеризуется предельной заостренностью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью повествования
Евангельские притчи, Соломоновы притчи. Л. Н. Толстой «Три старца», «Три притчи». К жанру притчи в мировой литературе обращались Ф. Кафка, Б. Брехт, А. Камю, Ж.-П. Сартр
Рассказ
Небольшое произведение с ограниченным числом персонажей, в котором, как правило, решается одна проблема и описывается одно событие
А. П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре», «О любви», И. А. Бунин «Чистый понедельник»
Новелла
Разновидность рассказа, с острым сюжетом и неожиданным финалом
Л. Н. Андреев «Чемоданов», О'Генри «Дары волхвов»
Очерк
Разновидность рассказа, художественное описание конкретных явлений действительности, преимущественно социальных, как типичных для данного времени. В основе — документальность, «писание с натуры»
Н. А. Некрасов «Физиология Петербурга»
Средние жанры
Повесть
Произведение, среднее между рассказом и романом по количеству действующих лиц и событий. Повествование хроникально, события даны в их естественной последовательности
А. П. Чехов «Палата № 6», А. И. Куприн «Олеся», «Поединок», И. С. Тургенев «Ася»
Большие жанры
Роман
Отображает жизнь в ее полноте и многообразии. Жанровые особенности: многолинейность сюжета, многопроблемность, разнообразие внешних и внутренних конфликтов. Характеры показаны в развитии на протяжении длительного времени
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», И. А. Гончаров «Обломов»
Роман-эпопея
Роман, всесторонне отображающий народную жизнь в переломные исторические эпохи. Имеет большой объем, отображает важность и масштабность событий
Л. Н. Толстой «Война и мир», М. А. Шолохов «Тихий Дон»
Типология романа
• автобиографический (описание собственной жизни); • семейно-бытовой (история жизни семьи); • социально-психологический (исследование психологии героев, обусловленной социальными условиями); • исторический (изображение событий определенной эпохи); • философский (описание борьбы идей, размышления над проблемами бытия); • роман воспитания (история становления личности); • роман-утопия/антиутопия (построение модели идеального общества/предостережение в изображенной модели: Е. И. Замятин «Мы», в мировой — Дж. Оруэлл «1984»); • эпистолярный (роман в письмах; Ф. М. Достоевский «Бедные люди»); • фантастический (описание фантастических героев, событий); • любовный (повествование об истории любви); • авантюрный (внимание уделяется перипетиям сюжета); • роман-путешествие; • интеллектуальный (особый способ интерпретации, осмысления жизни с помощью разума; В. В. Набоков «Защита Лужина», А. Г. Битов «Пушкинский дом»)
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть