Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 05.03.2021, 12:28

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Праздники сегодня
Информер праздники сегодня
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия …»

     Жанр оды характерен для такого литературного направления, как классицизм, которое базируется на идеологии эпохи Просвещения. Французские просветители Франсуа-Мари-Аруэ (Вольтер) и Дени Дидро считали, что к наибольшему благу для народа государства приведет «просвещенная монархия».
     Это значит, что государством должен управлять образованный и развитый монарх. Но монархи не обязательно оказывались просвещенными, и, чтобы им указать что-то, посоветовать без риска для жизни, поэты в одах восхваляли черты характера властителей и идеи, которые хотели воплотить.

    - Почему в начале произведения автор прославляет тишину, а не императрицу?
           Тебя в Россию взвратила,
           Войне поставила конец.

     Тишина здесь значит окончание войны со Швецией 1741–1743 года. Но идея мира в оде шире:
            Я Россов счастьем услаждаюсь,
            Я их спокойством не меняюсь
            На целый запад и восток.

     Для правителя важно не расширение границ государства, а счастье его подданных. И черты характера императрице приписываются соответствующие: кротость, смиренность.
           «Душа ее зефира тише,
           И зрак прекраснее рая».

     В шестой строфе звучит основная идея оды. М.В. Ломоносов – ученый, создатель Российской Академии Наук – прославляет науку
           Вы, еаглы вихри, не дерзайте
           Реветь, но кротко разглашайте
           Прекрасны наши времена.
           В безмолвии внимай, вселенна:
           Се хощет лира восхищенна
           Гласить велики имена.

     В седьмой строфе появляется персонаж, который сразу не называется по имени, упоминается как человек с большой буквы, его послал в Россию сам Зиждитель, т. е. творец. Зиждитель, по мнению М.В. Ломоносова, почтеннее Марса и Нептуна. Этот человек – Петр I, он строит новую Россию, новый город, и именно он подпишет указ об учреждении Академии наук. Организует академию уже Екатерина I.
     В девятой строфе науки превращаются в живых существ. У наук есть руки, которые простирают их к Петру в знак почтения.
     Оплакав смерть Петра Великого и кратко упомянув о Екатерине, автор в оде возвращается к Елизавете Петровне
            Великая Петрова дщерь
            Щедроты отчи превышает,
            Довольство муз усугубляет
            И к счастью отверзает дверь.

     Ломоносов возвращается к ценности мира и недопустимости войны.
     В тринадцатой строфе воинская слава затмевается не плачем о своих погибших, а стоном побежденных
            И шум в полках со всех сторон
            Звучащу славу заглушает,
            И грому труб её мешает
            Плачевный побеждённый стон.

     Автор пытается уверить Елизавету I и читателя, что наука России необходима, потому что богатство страны огромно и освоить его можно с помощью науки (рис. 8). Для описания просторов государства автор использует семь строф и ведет описание с позиции творца.
            Но бог меж льдистыми горами
            Велик своими чудесами
            Коль многи смертным неизвестны
            Творит натура чудеса,
            Широкое открыто поле,
            Где музам путь свой простирать!

     Две последние строфы оды (самые цитируемые) посвящены человеку, который с помощью науки овладеет сотворенными богатствами. В этих строчках упоминаются Исаак Ньютон и Платон, потому что для Ломоносова важна идея создания научной школы российских ученых. В те времена детей дворян учили наукам иностранцы, которые ими вовсе не владели и учеными не являлись
            О вы, которых ожидает
            Отечество от недр своих
            И видеть таковых желает,
            Каких зовет от стран чужих,
            О, ваши дни благословенны!
            Дерзайте ныне ободренны
            Раченьем вашим показать,
            Что может собственных Платонов
            И быстрых разумом Невтонов
            Российская земля рождать.

    В предпоследней строфе автор обращается к каждому человеку, старается убедить в том, что не только ради служения отечеству, а ради собственной пользы хорошо заниматься
            Науки юношей питают,
            Отраду старым подают,
            В счастливой жизни украшают,
            В несчастной случай берегут;
            В домашних трудностях утеха
            И в дальних странствах не помеха.
            Науки пользуют везде,
            Среди народов и в пустыне,
            В градском шуму и наеди́не,
            В покое сладки и в труде.

    Основные идеи, изложенные в оде, – это прославление мира и отрицание войны, утверждение необходимости счастья для каждого человека, прославление Петра I, Екатерины и Елизаветы, а самая главная идея – прославление науки и ее величайших возможностей.








Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Всероссийский конкурс
Календарь
«  Март 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 419

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 420

Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Погода
Рекомендую



Copyright MyCorp © 2012 - 2021