М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»
История создания романа
«Мастер и Маргарита» – главный роман в творчестве Булгакова. Это «закатный» роман.
Время написания – с 1928 по 1940 год. Сделано 8 (!) редакций. Впервые напечатан (в урезанном виде) в журнале «Москва» (№11 за 1966 и №1 за 1967 год). Роман вызвал острую полемику, которая продолжается до сих пор.
Автобиографичность романа:
- Обстановка травли.
- Отсутствие средств к существованию.
- Полное отрешение от литературной и общественной жизни.
- Постоянное ожидание ареста.
- Статьи-доносы. Гонения («Ударим по пилатчине!» — «Ударим по булгаковщине!»).
- Преданность и самоотверженность любимой женщины.
Прототипы героев:
- Мастер – Булгаков
- Маргарита – Елена Сергеевна Булгакова (Шиловская)
- Берлиоз, глава литературного объединения МАССОЛИТ – Леопольд Авербах, литературный критик, глава литературной группировки РАПП.
- Иван Бездомный – Демьян Бедный
- Жорж Бенгальский – конферансье Московского мюзик-холла Георгий (или Жорж) Раздольский.
- Александр Рюхин – «левый» поэт, член МАССОЛИТа –Владимир Маяковский
Жанр романа Булгаковым определен как фантастический роман
- Обстановка травли.
- Отсутствие средств к существованию.
- Полное отрешение от литературной и общественной жизни.
- Постоянное ожидание ареста.
- Статьи-доносы. Гонения («Ударим по пилатчине!» — «Ударим по булгаковщине!»).
- Преданность и самоотверженность любимой женщины.
Прототипы героев:
- Мастер – Булгаков
- Маргарита – Елена Сергеевна Булгакова (Шиловская)
- Берлиоз, глава литературного объединения МАССОЛИТ – Леопольд Авербах, литературный критик, глава литературной группировки РАПП.
- Иван Бездомный – Демьян Бедный
- Жорж Бенгальский – конферансье Московского мюзик-холла Георгий (или Жорж) Раздольский.
- Александр Рюхин – «левый» поэт, член МАССОЛИТа –Владимир Маяковский
Жанр романа Булгаковым определен как фантастический роман
Многожанровое и многоплановое произведение
Композиция романа
Это «роман в романе»
Булгаков – Мастер – Иешуа…
Символическое пространство в романе «Мастер и Маргарита»
Это «роман в романе»
Булгаков – Мастер – Иешуа…
Символическое пространство в романе «Мастер и Маргарита»
Хотя действие
московского романа часто пытаются привязать к определенному году и даже
точным дням (1-5 мая 1929 года, по версии Б.Соколова; 15-18 июня 1936
года, по версии А.Баркова), доминирующим в нем, кажется, является
противоположный принцип: конкретность места при размытости
художественного времени. (И.Н.Сухих)
Попытка
описать эпоху «торжества новой инквизиции» была для Булгакова
смертельно опасной. Эта современность входит в книгу в «гомеопатических
дозах и карнавально трансформируется». Точечные детали (Канта – в
Соловки; «Сдавайте валюту!»; «Достоевский умер, - сказала гражданка, но
как-то не очень уверенно…») дают лишь «ощущение времени, а не его
изображение». Тогда как пространство – портрет Москвы 30-х гг. – дается
в романе в изобразительном ключе с точными характеристиками и
наименованиями.
- Проблематика романа
- Взаимоотношения личности (Мастера) и власти
- Духовный выбор
- Духовная свобода
- Духовное пробуждение
- Любовь
- Душевное одиночество
- Вера и религия
- Искушение
- Неотвратимость расплаты, овтветственность за сказанное и содеянное
- Добро и зло, нарушение баланса между добром и злом
- Взаимоотношения личности (Мастера) и власти
- Духовный выбор
- Духовная свобода
- Духовное пробуждение
- Любовь
- Душевное одиночество
- Вера и религия
- Искушение
- Неотвратимость расплаты, овтветственность за сказанное и содеянное
- Добро и зло, нарушение баланса между добром и злом