Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 05.03.2021, 12:20

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Праздники сегодня
Информер праздники сегодня
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Н.В.Гоголь «Мертвые души»

«Если смеяться, то над тем, что достойно осмеяния…»
     К середине 30-х годов совершается перелом в творчестве Гоголя, о котором он будет писать в «Авторской исповеди». Наметился перелом тогда, когда Гоголь заметил, что на него «обижаются и даже сердятся целые сословия и даже классы общества».
     Он задумался, что «если сила смеха так велика, что ее боятся, стало быть ее не надо тратить по-пустому». Отсюда и возникает грандиозный замысел показать Россию всю целиком. Эта идея и положена в основу поэмы «Мертвые души».

«Какой оригинальный сюжет»
     Через год после начала работы над «Мертвыми душами» Гоголь пишет: «если совершу это творение так, как нужно его совершить, то…какой огромный, какой оригинальный сюжет!» (из письма к В.А. Жуковскому).
     Для воплощения такой масштабной идеи (он замыслил показать в «Мертвых душах» не только отрицательные стороны жизни России, как это было в «Ревизоре», но и положительные) нужен был и особенный сюжет, способ повествования, при котором автор вместе с героем сможет изъездить «всю Русь».
     Отсюда и особенность сюжета путешествия. Один из важнейших принципов, которым руководствуется Гоголь при развитии сюжета, это историзм.
     Историзм понимается двояко. Это и философская идея, которая занимала в этот период писателя, что все исторические события между собой тесно связаны, что существует общая идея исторического развития общества. «Все события мира должны быть…тесно между собою связаны» (из статьи «О преподавании всеобщей истории»).
     Это и последовательность в изложении, необходимость показать все мотивы поступков и намерений персонажей, психологическая достоверность любого поворота в сюжете.
Гоголь во 2 главе называет себя «историком предлагаемых событий». И это звучит не только иронически, но и вполне серьезно.

«Все события мира должны быть… тесно между собою связаны…»
     Один из важнейших принципов, которым руководствуется Гоголь при развитии сюжета, это историзм. Историзм понимается двояко. Это и философская идея, которая занимала в этот период писателя, что все исторические события между собой тесно связаны, что существует общая идея исторического развития общества. «Все события мира должны быть…тесно между собою связаны» (из статьи «О преподавании всеобщей истории»).
     Это и последовательность в изложении, необходимость показать все мотивы поступков и намерений персонажей, психологическая достоверность любого поворота в сюжете.
Гоголь во второй главе называет себя «историком предлагаемых событий». И это звучит не только иронически, но и вполне серьезно.

Логика и алгоизм в развитии сюжета
     Историзмом изложения можно объяснить и логически последовательное сюжетно-композиционное построение поэмы. Каждая глава тематически завершена: приезд Чичикова и знакомство с городом (1 гл), посещение помещиков, каждому помещику посвящена одна глава (с 2 по 6 главы), оформление купчих (7 гл.) и т.д. Последняя 11 глава - отъезд Чичикова из губернии. Каждая глава - это звено в общей цепи. Одно звено выпадет, разорвется вся цепь.
     Но при всей логике развития повествования есть еще один прием, прямо противоположный этой логичности. Гоголь пользуется для развития сюжета приемом алогизма при описании поступков, действий и мыслей персонажей. Их поведение часто необъяснимо и неконтролируемо разумом.

Алгоизм поступков, действий, мыслей
     Этот прием алогизма начинает использоваться автором с первой же главы. При описании трактира, который похож на сотни русских трактиров, вдруг возникает комическая, но не случайно брошенная Гоголем подробность: «нимфа с такими огромными грудями, каких читатель, верно, никогда и не видывал». В доме Ноздрева висят турецкие кинжалы, на одном из которых выгравировано «Мастер Савелий Сибиряков». Особенно алогизм заметен в поступках героев: дама приятная во всех отношениях делает из рассказа подруги совершенно ничем не обоснованный вывод, что «он хочет увезти губернаторскую дочку». Эту версию подхватила некоторая часть города. Почтмейстер выдвинул идею, что Чичиков - капитан Копейкин, который кстати «без руки и без ноги», и все подхватывают эту версию, несмотря на ее абсурдность. И, наконец, сама идея купли-продажи мертвых душ абсолютно алогична. Чичиков покупает ничто, а покупка сулит ему реальное богатство.

«Где выход, где дорога?»
     Мертвые души как бы поднимаются из небытия, получают второе рождение. Вот уж и Коробочка думает, что они в хозяйстве на что-нибудь сгодятся, Собакевич расхваливает их навыки и способности.
     Все изображаемое начинает двоиться, реальные вещи, явления приобретают нереальное сияние.
     Но вся фантастичность изображаемых событий имеет достоверность реального факта. В подтверждение этого Гоголь пишет в поэме: «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь… И сколько раз, уж наведенные нисходящим с небес смыслом они и тут умели отшатнуться и сбиться в сторону…умели напустить вновь слепой туман друг другу в очи и, влачась вслед за болотными огнями, умели-таки добраться до пропасти, чтобы потом с ужасом спросить друг друга: «Где выход, где дорога?».

Разные точки зрения на композицию
     Композиция поэмы тоже построена на нескольких принципах. Многие исследователи считают, что посещение Чичиковым помещиков построено так: каждый последующий помещик, которого посетил Чичиков более духовно мертв, чем предыдущий. Но ряд литературоведов возражает против такого анализа композиции поэмы. Ю. Манн утверждает, что вряд ли можно провести такое сопоставление, ведь уже о Манилове Гоголь пишет: «У всякого есть свой задор: у одного задор обратился на борзых собак; другому кажется, что он сильный любитель музыки…словом, у всякого есть свое, но у Манилова ничего не было…». Ведь нельзя сказать, что задор отсутствовал, например, у Ноздрева или у Плюшкина.
     Да и насчет общественного вреда тоже трудно сказать, кто для общества менее вреден Собакевич, у которого крестьяне благоденствуют, или Манилов, у которого имение пришло в упадок.

Эмоциональный тон повествования
     Почему Чичиков в первую очередь приехал к Манилову? Это объясняется психологической достоверностью повествования. Манилов был помещик, у которого Чичиков легко мог купить крестьян. Как хороший психолог, главный герой это сразу понимает. Гоголь, логически выстраивая композицию поэмы, остается верен вышеназванному принципу историзма.
     Но и не только. Композиционное значение этой главы связано и с эмоциональным тоном повествования. Манилов не вызывает у читателя сильных отрицательных эмоций именно благодаря отсутствию «задора». Общий эмоциональный тон вокруг Манилова пока безмятежен. Далее повествование становится все более напряженным. Каждый последующий персонаж привносит свою меру человеческой «пошлости», общая картина становится все более безрадостной.

«Кутерьма, сутолока, сбивчивость жизни…»
     При том композиция поэмы не развивается последовательно, согласно плану Чичикова. Вместо имения Собакевича он попадает к Коробочке, так как сбивается с дороги, потом к Ноздреву из-за случайной встречи в трактире. Эти сбои в намеченном плане героя оказываются роковыми для его аферы.
     Так строится вся композиция поэмы - на тончайшей игре задуманного и случайного, рисуя сложный узор судьбы, провидения. При этом поступки каждого героя мотивированны и психологически точны. В них соединяются замыслы героев и игра случая (или судьбы), усиливая впечатления, по словам автора, «кутерьмы, сутолоки, сбивчивости жизни».
     Но за этой внешней случайностью сюжетно-композиционных приемов угадывается строго продуманный замысел истории, жизни.













Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Всероссийский конкурс
Календарь
«  Март 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 419

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 420

Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Погода
Рекомендую



Copyright MyCorp © 2012 - 2021