Местоимения и другие части речи
Запомни. Важно
Многие лингвисты распределяют местоимения по признаку сходства с другими частями речи: местоимения-существительные, местоимения прилагательные, местоимения-числительные и др.
Многие лингвисты распределяют местоимения по признаку сходства с другими частями речи: местоимения-существительные, местоимения прилагательные, местоимения-числительные и др.
Рассмотри и дополни таблицу:
Местоимения | Примеры |
Местоимения с признаками имён существительных | Вы, я, ..., себя, ..., ..., кто, ..., никто, ..., нечто, ничто, кто-то, ..., что- нибудь, кое-что... |
Местоимения с признаками имён прилагательных | Мой, ..., наш, ..., сбой, её, ..., тот, такой,..., каждый,..., самый,... |
Местоимения с признаками имён числительных | Столько, ..., несколько, ..., сколько-нибудь... |
Обрати внимание
- У местоимений-существительных есть постоянный грамматический признак — категория лица.
- Местоимения-прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
- Местоимения таков и каков похожи на краткие прилагательные поэтому не склоняются.
- Местоимения-числительные похожи на настоящие числительные. Они не имеют рода и числа, но изменяются по падежам.
- В форме именительного и винительного падежей местоимения-числительные соотносятся с существительными множественного числа в родительном падеже: Несколько страниц.
Запомни! Сочетания местоимения-числительного и существительного являются одним членом предложения: Прочитай ещё несколько страниц.
Разбираем вместе
Прочитай текст Я. Перельмана. Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки. Выпиши в таблицу местоимения, распределив их на местоимения-существительные, местоимения-прилагательные и местоимения-числительные.
Можно ли заставить стальную иглу плавать на поверхност.. воды, как с..лом..нку? Как будто бы невозможно: сплошной кусоч..к железа, хотя бы и маленький, должен ведь непременно пот..нуть в воде. Так думают многие, и если вы находитесь в числе «многих», то следующий опыт заставит вас переменить своё мнение. Во(?)мите несколько обыкновенных, только не слишком толстых швейных иголкок, обмаж(?)те их слегка маслом или жиром и положите а(к,кк)уратно на поверхность воды в чашке, ведёрке или ст..кане. К вашему изумлению, иглы (не)пойдут ко дну. Они будут держат(?)ся на поверхност...
Чтобы определить, в какой столбик отнести то или иное местоимение, подумай, какой частью речи можно его заменить. Например, несколько иголок можно заменить сочетанием восемь иголок. Восемь — числительное, значит, несколько — это местоимение-числительное.
Разбираем вместе
Прочитай текст Я. Перельмана. Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки. Выпиши в таблицу местоимения, распределив их на местоимения-существительные, местоимения-прилагательные и местоимения-числительные.
Можно ли заставить стальную иглу плавать на поверхност.. воды, как с..лом..нку? Как будто бы невозможно: сплошной кусоч..к железа, хотя бы и маленький, должен ведь непременно пот..нуть в воде. Так думают многие, и если вы находитесь в числе «многих», то следующий опыт заставит вас переменить своё мнение. Во(?)мите несколько обыкновенных, только не слишком толстых швейных иголкок, обмаж(?)те их слегка маслом или жиром и положите а(к,кк)уратно на поверхность воды в чашке, ведёрке или ст..кане. К вашему изумлению, иглы (не)пойдут ко дну. Они будут держат(?)ся на поверхност...
Чтобы определить, в какой столбик отнести то или иное местоимение, подумай, какой частью речи можно его заменить. Например, несколько иголок можно заменить сочетанием восемь иголок. Восемь — числительное, значит, несколько — это местоимение-числительное.
Местоимения-существительные | Местоимения-прилагательные | Местоимения-числительные |
Несколько |
Сделай сам
Прочитай текст. Выпиши все местоимения, укажи их разряд. Какие части речи они замещают? Объясни значение выделенных слов. Можно ли считать их устаревшими?
— Володя приехал! — крикнул кто-то на дворе.
Вся семья Королёвых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам. У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шёл густой туман. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал такой вкусный морозный запах, что, глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: «Бррр!» Мать и тётка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки. Сёстры подняли визг, двери скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю и закричал испуганно:
— А мы тебя ещё вчера ждали! Хорошо доехал? Благополучно? Да дайте же ему с отцом поздороваться! Что я не отец, что ли?
Подсказка: нужно выписать 15 местоимений.
Прочитай текст. Выпиши все местоимения, укажи их разряд. Какие части речи они замещают? Объясни значение выделенных слов. Можно ли считать их устаревшими?
— Володя приехал! — крикнул кто-то на дворе.
Вся семья Королёвых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам. У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шёл густой туман. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал такой вкусный морозный запах, что, глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: «Бррр!» Мать и тётка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки. Сёстры подняли визг, двери скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю и закричал испуганно:
— А мы тебя ещё вчера ждали! Хорошо доехал? Благополучно? Да дайте же ему с отцом поздороваться! Что я не отец, что ли?
(А. Чехов)
Подсказка: нужно выписать 15 местоимений.