Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 04:22

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода


Задание 10. Анализ содержания текста

Задание 10 ОГЭ по русскому языку относится к типу послетекстовых заданий, которые предназначены для проверки глубины и точности понимания прочитанного, умения анализировать полученную информацию.

Формулировка задания
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера  ответов.
1) События, описанные в тексте, происходили на Неве.
2) Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди.
3) Лодка была обстреляна вражеской артиллерией.
4) Матвей Капитоныч – это сын погибшего перевозчика.
5) Мальчику-гребцу во время обстрела хотелось бросить вёсла и спрятаться, и это все хорошо понимали.

Алгоритм выполнения

1. Внимательно прочитайте  текст в первый раз (вид чтения – изучающее; о видах чтения читайте ниже), выделите непонятные слова. При необходимости воспользуйтесь толковым словарем (его можно использовать на ОГЭ по русскому языку).
2. Каждый вариант ответа необходимо сверить с текстом. Для этого можно использовать такой вид чтения, как сканирование и поисковое чтение (о видах чтения читайте ниже)
3. Находим необходимый отрезок текста и сверяем информацию, данную в варианте ответа с информацией текста. При проверке информации обратите внимание на приемы и средства выразительности, которые использует автор(его герои) в тексте, (ирония, сарказм, гипербола, метафора), подтекст и др. Они могут существенно влиять на восприятие. Например, ирония – употребление слов в противоположном смысле с целью насмешки. Если будете понимать все буквально, то не сможете правильно понять информацию, которую доносит персонаж (об этом читайте ниже
4. Особенно тщательно проверяйте фактическую информацию (названия, цифры и т.д.), ее могут специально искажать, чтобы запутать.

Теория для задания 10

Для того чтобы выполнить задание 6, необходимо в полной мере владеть разными видами чтения и уметь подбирать вид в соответствии с целью.
Чтение -  вид речевой деятельности, в результате которой мы получаем необходимую информацию, эмоции.
Чтобы правильно выбирать стратегию чтения, важно понять мотив чтения. Он может быть разным : для получения информации, для общего развития, для отдыха, развлечения, наслаждения
В нашем случае мотивом является – получение информации.

ВИДЫ ЧТЕНИЯ
Просмотровое чтение. Используется для составления общего впечатления  от текста, как правило при таком чтении просматривается титульный лист, оглавление, отдельные абзацы и предложения.  При помощи просмотрового чтения читающий решает, нужен ли ему текст для подробного изучения.
Ознакомительное (выборочное) чтение. Текст читается целиком, но быстро. При помощи ознакомительного чтения читатель получает общее представление о проблематике текста. Воспринимается основная информация, детали опускаются. Ознакомительное чтение часто используют для выработки собственной позиции по теме/проблеме.
Сканирование – быстрый просмотр текста для поиска нужного факта, слова, имени.
Поисковое чтение.  Цель поискового чтения - обнаружение какой-либо информации. При обнаружении необходимой информации чтение прекращается.
Изучающее чтение позволяет читателю наиболее полно понять информацию, содержащуююся в тексте. Текст читается внимательно, медленно, целиком, часто сопровождается перечитыванием отдельных отрезков. Изучающее чтение направлено на усвоение главной мысли, логики изложения, требует вникания в детали. Часто целью такого чтение - запоминание информации и ее дальнейшее использование.
Быстрое чтение характеризуется высокой скоростью и высоким качеством усвоения прочитанного.
Тексты, представленные для анализа в тесте ОГЭ, как правило, художественные.

Как правильно понять содержание художественного текста? Необходимо учитывать приемы и средства, которые может использовать автор.
На что обратить внимание:
Ирония, сарказм (злая ирония) – насмешка, которая часто строится на употреблении слов в противоположном смысле. Почему важно уметь распознавать иронию? Ответ прост: если вы будете понимать все сказанное героями буквально, то просто не поймете смысл, который вкладывают герои в слова.
Примеры иронии:
«Забил снаряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга
Постой-ка, брат мусью!» («Бородино» М.Ю. Лермонтов)
(Конечно, никаких друзей никто не собирался угощать)
 «Какая у тебя чистота везде: пыли-то, грязи-то, Боже мой!» (Илья Ильич — Захару в романе «Обломов» Гончарова, ч. I, глава 1).
(Под «чистотой» подразумевается грязь)

Примеры сарказма:
«Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет...» (Чацкий в комедии «Горе от ума» Грибоедова, д. 3).
(Чацкий не хвалит Молчалина, он его высмеивает)
«И всю ночь напролет жду гостей дорогих. Шевеля кандалами цепочек дверных» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» Мандельштам).
(Герой не ждет гостей, это сарказм)
Подтекст — внутренний, скрытый смысл текста. Важно улавливать не только общий смысл, но и скрытый.
«Ваш шпиц, прелестный шпиц», — обращается Молчалин к Хлестовой. «Мой муж — прелестный муж», — только что говорила Наталья Дмитриевна Горич.
(Синтаксическим параллелизмом этих фраз и повторением слова «прелестный» вводится вполне определенный подтекст: мужья московских дам занимают положение комнатных собачек)
Горький. «Пепел. А я вот — не боюсь...
Наташа. Как же!... Храбрость...
Бубнов (свистнув). А нитки-то гнилые...
Пепел. Право не боюсь! Хоть сейчас — смерть приму! Возьмите вы нож, ударьте против сердца... умру — не охну! ...
Бубнов (протяжно). А ниточки-то гнилые...»
(«На дне», д. 1).
(Подтекст этой сцены в пьесе говорит о том, что под «ниточками гнилыми» подразумевается внутренняя слабость ночлежников, неспособность их подняться со «дна»)
Гипербола (чрезмерное преувеличение), литота (чрезмерное преуменьшение). Важно различать, когда герои преувеличивают или преуменьшают и не воспринимать сказанное буквально.
• Просторечия, жаргонизмы, диалектизмы могут многое "рассказать" о персонаже. Например, просторечие свойственно героям с низким уровнем образования, культуры, воспитания. Даже если персонаж это скрывает, речь "выдает" его.
«Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин» (Простакова в комедии «Недоросль» Фонивизина д. I).
«Господа енаралы.» (Пугачев в повести «Капитанская дочка» Пушкина)
«Подай бумагу, и тогда всякое средствие будет исполнено...» (слова исправника в письме старосты в романе «Обломов» Гончарова ч. 1, глава 2).
«Такой уж он Езоп, — сказал он между прочим, — всюду протестовал себя дурным человеком; поживет и с глупостью отойдет» («Отцы и дети» Тургенева, глава 5).
Эзопов язык — вынужденное иносказание, используемое для того, чтобы не нарушать цензурных, этический и политических норм, существующих в обществе. В эзоповом языке часто используются другие тропы — ирония, перифраз, эвфемизм (замена неприличных или неуместных слов и выражений на более нейтральные), метафора, и т. д.
Салтыков-Щедрин. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик... И был тот помещик глупый, читал газету "Весть"...» («Дикий помещик»). Цензура могла не пропустить прямого указания на Россию, поэтому сатирик, пользуясь эзоповым языком, поясняет читателям, о каком именно «царстве-государстве» идет речь: упоминает русскую консервативную газету 1860-х годов.
Тропы (метафоры, эпитеты и т.д.). Тропы также нельзя понимать буквально.






Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Всероссийский конкурс
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 633

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 651



Copyright MyCorp © 2012 - 2024