Наполеон и Кутузов. Взгляд Толстого на роль личности в истории
Образы Кутузова, Наполеона в романе «Война и мир» Толстого занимают одно из центральных мест. Изображая войну с Францией, автор населяет свой роман реальными историческими личностями: император Александр, Сперанский, генерал Багратион, Аракчеев, маршал Даву. Главными среди них, безусловно, становятся два великих полководца. Их масштабные фигуры возникают перед нами, как живые. Мы уважаем и сочувствуем Кутузову и презираем Наполеона. Создавая этих героев, писатель не даёт подробной характеристики. Наше впечатление складывается на основании поступков, отдельных фраз, внешнего вида персонажей.Основным приёмом композиции произведения является приём антитезы. Противопоставление звучит уже в самом названии, как бы предвосхищая события. Фигуры Кутузова и Наполеона в «Войне и мире» тоже противопоставлены друг другу. Оба, по мнению Толстого, сыграли большую роль в истории. Разница в том, что один из них герой положительный, а другой – отрицательный. Читая роман, надо иметь в виду, что это художественное произведение, а не документальный труд. Некоторые черты героев намеренно преувеличены, гротескны. Таким образом писатель добивается наибольшего эффекта и даёт оценку персонажам.
Проблемный вопрос: Можем ли мы назвать Кутузова и Наполеона личностями?
- Какова, по мнению Л. Н. Толстого, роль личности в истории?
- Каким предстает перед нами Кутузов в начале романа? Что узнаем о Наполеоне?
- К какому приему прибегает Толстой, изображая своих героев?
(Контраст в описании внешности, поведения во время военных советов, во время боя)
- Почему Толстому понадобилось уйти от исторической правды?
- Какова, по мнению Л. Н. Толстого, роль личности в истории?
- Каким предстает перед нами Кутузов в начале романа? Что узнаем о Наполеоне?
- К какому приему прибегает Толстой, изображая своих героев?
(Контраст в описании внешности, поведения во время военных советов, во время боя)
- Почему Толстому понадобилось уйти от исторической правды?
(Это необходимо для отражения своего понимания философии войны)
- Почему картины сражения у деревни Бородино являются важными для понимания главных героев романа?
- Как ведут себя Кутузов и Наполеон во время сражения? Покажите, что они противопоставляются как полководцы и как личности.
- Почему Толстой считал поступки Наполеона противоположными добру и правде?
- Почему картины сражения у деревни Бородино являются важными для понимания главных героев романа?
- Как ведут себя Кутузов и Наполеон во время сражения? Покажите, что они противопоставляются как полководцы и как личности.
- Почему Толстой считал поступки Наполеона противоположными добру и правде?
(«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»)?
Портрет героев
Кутузов | Наполеон |
Портрет | |
«Простота, добро и правда» во внешнем облике Кутузова: полный, рыхлый старик, сутулая фигура, ныряющая тяжёлая походка, «выражение усталости» на лице, старческая кроткая улыбка. | Сатирические краски при описании Наполеона: «круглый живот», «жирные ляжки коротких ног», «широкий лоб», «пухлая шея». «Дрожание моей левой икры есть великий признак». |
Отношение к солдатам | |
Верность долгу и армии: заботится о сохранении «раздетого, изнурённого» войска. Духовно связан с народом: молится вместе с солдатами Смоленской иконе Божьей Матери. | Предательство своей армии: заботится только о победоносности сражения. Равнодушен к судьбам людей: война для него – игра, а солдаты– пешки. «Забывает» свою армию в России. |
Руководство военными действиями | |
Внешняя пассивность: «не давал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». Главное – управление духом войска. Отступая, спасает солдат. Потеря Москвы не есть потеря России. «Дальнейшая война за границей вредна и бесполезна». | Внешняя активность – актёрская игра, позёрство, самовлюблённость. Убеждённость в своей непогрешимости не позволяет увидеть перспективу собственного поражения. На Бородинском поле испытал «ужас». |
Идейное значение образа в романе | |
Воплощение идеи добра, объединения, мира. | Воплощение идеи зла, разобщения, войны. |
Сравнительная характеристика
Кутузов | Наполеон |
В бородинском сражении не имеет никакой заранее составленной диспозиции. | Начинает «игру», руководствуясь составленной диспозиции. |
Немногословен, но искренен. | Обращается к войску с лживой прокламацией, суля достатка и славы. |
Спокоен во время сражения. | Нервничает. |
Руководствуется высшей целью –спасением Отечества. | Заряжает солдат жаждой убийства. |
Отказывается от всего личного, подчиняет свои интересы интересам народа, ему не важны награды и почести. | Воплощение личного начала, представления о себе как о творце истории, определяющем судьбы народа, Европы. Жаждет славы. |
Народный характер деятельности, носитель народного начала; причастен к общему делу. | Антинародный характер деятельности, находится далеко от народа во всех смыслах. |
Скромен, прост. | Высокомерен, тщеславен, любит лесть и стремится к роскоши. |
Естественен в своем поведении, мимике, жестах. | Лицемер и позер. |
Великодушен и сострадателен к побежденным. | Проявляет насилие, вероломство, жестокость. |
Верен своему долгу и армии. | Предает свою армию. |
Относится к войне как к бесчеловечному и злому делу, признает справедливость только оборонительной войны | Относится к войне как к средству порабощения народов и создания мировой империи. |