Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 23.09.2020, 05:02

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Праздники сегодня
Информер праздники сегодня
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Обобщающие слова при однородных членах предложения
 
       Сегодня вы научитесь находить в предложениях обобщающие слова, соотносить их с однородными членами и правильно делать выбор в постановке пунктуационного знака.
 
     Вспомните!
     - Что такое обобщающее слово?
     - Когда при слове есть однородные члены, которые представляют перечень предметов, обобщенные этим словом, оно называется обобщенным.

Обобщающие слова включают в себя следующие грамматические признаки:

- тождественность синтаксической функции обобщающего слова и однородных членов предложения;
- способность обобщающего слова быть любым членом предложения (как главным, так и второстепенным);
- возможность быть выраженным любой частью речи, словосочетанием, фразеологическим оборотом и даже предложением;
- способность находиться как впереди, так и позади однородных членов и даже разрывать их;
- определенное интонационное оформление обобщающих слов.       

     А теперь шаг за шагом мы с вами на примерах попробуем разобраться в сказанном выше.
     
     Задание 1. Найдите в предложениях обобщающие слова, которые дают одно более общее наименование всем однородным членам.     
                                                       
     Все в тающей дымке: холмы, перелески.
     В саду, в доме – всюду стояла тишина.
     Все вокруг хаты: подсолнухи, акация и сухая трава – было покрыто шершавой тканью.

     Вывод. Обобщающие слова – это одно более общее наименование всем однородным членам.
     
     Задание 2. Докажем, что обобщающее слово может быть любым членом предложения. Запишите данные предложения, найдите обобщающие слова и подчеркните их как член предложения. Внимание! Обобщающее слово и однородные члены, являются одним членом предложения.
     На траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.
     От дома, то деревьев, от голубятни – ото всего побежали длинные тени.
     Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни человеческий – не пересекал лыжную тропу.
     Все: поля, небо, кусты, морозный туман – окрасились розовым цветом.

     Вывод. Обобщающие слова бывают разными членами предложения.
     
     Задание 3. Следующий грамматический признак, который нам придется доказать, это возможность обобщающего слова быть выраженным любой частью речи, словосочетанием, фразеологизмом и предложением. В данных предложениях определите, чем выражено обобщающее слово.
     
     Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно.
     Три вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель.
     Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины.
     Стихи я люблю читать всякие, какие только попадались мне в руки: и те, которые хорошо понимал, и те где было много неясного.

      Вывод. Обобщающие слова могут быть выражены любой частью речи.
    
    Задание 4.
Мы дошли до самого сложного шага: знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом.
Рассмотрите схемы.
 

    
      Решите несколько пунктуационных задач. Расставьте в предложениях знаки препинания.

     Сад степь двор все было в холодной тени.
     Со всех сторон из-за заборов из калиток изо всех углов посыпались выстрелы.
     Каждый звук шорох птицы полет упавшего листа кажется громким заставляет вздрагивать.
     Мне казалось что все это и певучие крики разносчиков и заводские гудки и торопливые свистки паровозов на ветке имеет какое-то отношение к моему приезду.
     
     В данное правило надо внести еще одно значительное дополнение. После обобщающих слов могут стоять вводные слова (словом, одним словом…), уточняющие слова (как-то, а именно например…). ЗАПОМНИТЕ, что в этом случае перед ними ставится запятая, а перед однородными членами, как всегда, двоеточие.
 
     Пример:
     В парке были представлены различные виды хвойных деревьев, как-то: сосна, ель, пихта.


        




Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 392

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 392

Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Погода
Рекомендую



Copyright MyCorp © 2012 - 2020