Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 26.04.2024, 17:53 |
Приветствую Вас Гость |
|
Обобщающие слова при однородных членах предложения Сегодня вы научитесь находить в предложениях обобщающие слова, соотносить их с однородными членами и правильно делать выбор в постановке пунктуационного знака. Вспомните! - Что такое обобщающее слово? - Когда при слове есть однородные члены, которые представляют перечень предметов, обобщенные этим словом, оно называется обобщенным. Обобщающие слова включают в себя следующие грамматические признаки: - тождественность синтаксической функции обобщающего слова и однородных членов предложения; - способность обобщающего слова быть любым членом предложения (как главным, так и второстепенным); - возможность быть выраженным любой частью речи, словосочетанием, фразеологическим оборотом и даже предложением; - способность находиться как впереди, так и позади однородных членов и даже разрывать их; - определенное интонационное оформление обобщающих слов. А теперь шаг за шагом мы с вами на примерах попробуем разобраться в сказанном выше. Задание 1. Найдите в предложениях обобщающие слова, которые дают одно более общее наименование всем однородным членам. Все в тающей дымке: холмы, перелески. В саду, в доме – всюду стояла тишина. Все вокруг хаты: подсолнухи, акация и сухая трава – было покрыто шершавой тканью. Вывод. Обобщающие слова – это одно более общее наименование всем однородным членам. Задание 2. Докажем, что обобщающее слово может быть любым членом предложения. Запишите данные предложения, найдите обобщающие слова и подчеркните их как член предложения. Внимание! Обобщающее слово и однородные члены, являются одним членом предложения. На траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. От дома, то деревьев, от голубятни – ото всего побежали длинные тени. Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни человеческий – не пересекал лыжную тропу. Все: поля, небо, кусты, морозный туман – окрасились розовым цветом. Вывод. Обобщающие слова бывают разными членами предложения. Задание 3. Следующий грамматический признак, который нам придется доказать, это возможность обобщающего слова быть выраженным любой частью речи, словосочетанием, фразеологизмом и предложением. В данных предложениях определите, чем выражено обобщающее слово. Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно. Три вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель. Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины. Стихи я люблю читать всякие, какие только попадались мне в руки: и те, которые хорошо понимал, и те где было много неясного. Вывод. Обобщающие слова могут быть выражены любой частью речи. Задание 4. Мы дошли до самого сложного шага: знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом. Рассмотрите схемы. Решите несколько пунктуационных задач. Расставьте в предложениях знаки препинания. Сад степь двор все было в холодной тени. Со всех сторон из-за заборов из калиток изо всех углов посыпались выстрелы. Каждый звук шорох птицы полет упавшего листа кажется громким заставляет вздрагивать. Мне казалось что все это и певучие крики разносчиков и заводские гудки и торопливые свистки паровозов на ветке имеет какое-то отношение к моему приезду. В данное правило надо внести еще одно значительное дополнение. После обобщающих слов могут стоять вводные слова (словом, одним словом…), уточняющие слова (как-то, а именно например…). ЗАПОМНИТЕ, что в этом случае перед ними ставится запятая, а перед однородными членами, как всегда, двоеточие. Пример: В парке были представлены различные виды хвойных деревьев, как-то: сосна, ель, пихта. |
|
Copyright MyCorp © 2012 - 2024 |