А.И.Куприн. «Олеся»
Александр Иванович Куприн был великим русским писателем, творившим на рубеже эпох. Творчество А.И. Куприна своеобразно и интересно, в нем поражает наблюдательность и удивительное правдолюбие, с которым он описывает жизнь людей.
Основная тема
Основная тема творчества А.И. Куприна - это чистая, непорочная, великодушная любовь. В его произведениях - любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, ради которой можно совершить любой подвиг, пойти на мучение и даже умереть.
Герои Куприна вошли в русскую литературу как правдолюбцы, романтики, сильные своей одухотворенностью, чистотой нравственного чувства. Они привлекают к себе не только преклонением перед красотой мира и бесконечной благодарностью сердца за существование в Божьем мире, но и бунтом против пошлости, грубости, рутины, бесчеловечности.
Понимание любви как высшего мерила человеческой личности, облагораживающей человека и возвышающей его над обстоятельствами, с большим мастерством раскрыто Куприным в его повести «Олеся».
Герои Куприна вошли в русскую литературу как правдолюбцы, романтики, сильные своей одухотворенностью, чистотой нравственного чувства. Они привлекают к себе не только преклонением перед красотой мира и бесконечной благодарностью сердца за существование в Божьем мире, но и бунтом против пошлости, грубости, рутины, бесчеловечности.
Понимание любви как высшего мерила человеческой личности, облагораживающей человека и возвышающей его над обстоятельствами, с большим мастерством раскрыто Куприным в его повести «Олеся».
В увлечении Ивана Тимофеевича гордой и самобытной красотой «настоящей полесской колдуньи» много привлекательного, молодого, здорового и свободного отношения к жизни. Но все эти прекрасные чувства остаются нереализованными. Стремясь «поколебать суеверие Олеси», он толкает ее к неосторожному шагу - пойти в церковь, зная, что это вызовет гнев темного деревенского люда. О благе ли Олеси он заботился? Ивану Тимофеевичу не хватает душевного такта, бережного и чуткого отношения, которое в состоянии уберечь от беды любимое существо. Это лишь оттеняет врожденное благородство простой крестьянской девушки. Не проклятие обидчику, а прощальное прости любимому человеку - вот ее последнее слово. «Высказано» оно поэтично - нитка «коралловых» бус, оставленных в покинутой хате, - вот что остается на память Ивану Тимофеевичу от Олеси и «ее нежной, великодушной любви».
С удивительным чувством такта заставляет Куприн пережить нас и тревожный период зарождения любви, «полный смутных, томительно грустных ощущений», и ее самые счастливые секунды «чистого, полного, всепоглощающего восторга», и долгие радостные встречи влюбленных в дремучем сосновом лесу. Мир весенней ликующей природы - таинственной и прекрасной - сливается в повести с не менее прекрасным разливом человеческих чувств.
Иван Тимофеевич знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: «Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но сдержал свой неожиданный порыв...».
Иван Тимофеевич хотя и любил Олесю, но то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней: «Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса».
Любовь Ивана Тимофеевича к Олесе
С удивительным чувством такта заставляет Куприн пережить нас и тревожный период зарождения любви, «полный смутных, томительно грустных ощущений», и ее самые счастливые секунды «чистого, полного, всепоглощающего восторга», и долгие радостные встречи влюбленных в дремучем сосновом лесу. Мир весенней ликующей природы - таинственной и прекрасной - сливается в повести с не менее прекрасным разливом человеческих чувств.
Предчувствие беды
Иван Тимофеевич знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: «Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но сдержал свой неожиданный порыв...».
Торжество любви
Иван Тимофеевич хотя и любил Олесю, но то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней: «Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса».
Заключение
Повесть «Олеся» стала апофеозом торжествующей любви и полнокровной радостной жизни. Светлая, сказочная атмосфера повести не меркнет даже после трагической развязки. Над всем ничтожны л, мелким и злым одерживает победу настоящая, большая земная любовь.