Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 28.09.2020, 18:15

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Праздники сегодня
Информер праздники сегодня
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Особенности композиции «Слова о полку Игореве».

     Композиция «Слова о полку Игореве» в высшей степени продуманная и стройная, в ее основе лежит принцип переплетения триад (трехчастное строение), характерный для литературных произведений Киевской Руси: «слов», посланий и т.п.
     Внешнюю триаду композиции «Слова» составляют: зачин, основная часть, концовка.
Основная часть в свою очередь, тоже трехчастна: 1 часть - повествование о походе Игоря и его последствиях для Руси, прерываемое тремя авторскими отступлениями, 2 часть - центральный фрагмент, посвященный Святославу (сон Святослава, его толкование боярами, «злато слово» Святослава, сливающееся с авторским обращением к князьям), 3 часть - заключительный фрагмент, связанный с возвращением Игоря из плена (плач-заклинание Ярославны, вызывающей Игоря с «того света», бегство Игоря, погоня Гзака и Кончака).

Трехчастность композиции

     Нетрудно заметить, что каждый из моментов основной части также состоит из трех эпизодов. Отдельные сцены «Слова» относительно самостоятельные, искусно сплетены автором в единое целое.
     Композиционными скрепами между ними служат, в частности, различного рода повторы.

Вступление «Слова…»
     
     «Слово» начинается обширным вступлением, в котором автор вспоминает старинного певца «слав» Бояна, мудрого и искусного, но тем не менее заявляет, что он не будет в своем произведении следовать этой традиции, он поведет свою «песнь» «по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню».

Зачин

      Определив временные рамки своего повествования («от стараго Владимера до нынешняго Игоря»), автор рассказывает о дерзком замысле Игоря «навести» свои полки на Половецкую землю, «испити шеломомь Дону».
      Он как бы «примеряет» к своей теме поэтическую манеру Бояна («Не буря соколы занесе чресъ поля широкая - галици стады бежать къ Дону Великому» или: «Комони ржуть за Сулою - звенить слава въ Кыеве»).

Основная часть

     В радостных тонах рисует автор встречу Игоря и буй-тура Всеволода.
     Тем резче контраст с последующим рассказом о грозных знамениях, которыми отмечено начало Игорева похода и которые предвещают его трагический исход: это и солнечное затмение, и необычные зловещие звуки в ночной тишине («нощь стонущи ему грозою птичь убуди»), и тревожное поведение зверей, и «клик» Дива. Первая победа принесла русским князьям богатые трофеи, но, несмотря на это, голос автора тревожен, вновь звучит тема грозных предзнаменований грядущего поражения («кровавыя зори светъ поведаютъ, чръныя тучя съ моря идутъ...»). Рассказ о второй, роковой для Игоря, битве прерывается экскурсом в прошлое, - воспоминанием о временах Олега Святославича, в котором поднимается тема бессмысленности междоусобиц, губящих благоденствие всех русичей («Даждьбожа внука»).

Поход Игоря

     Но кровавые битвы прошлых времен не могут сравниться с битвой Игоря против окруживших его половецких полков: «съ зараниа до вечера, съ вечера до света летятъ стрелы каленыя, гримлютъ сабли о шеломы...». И хотя битва происходит в далекой половецкой степи - «в поле незнаемом», но последствия поражения Игоря скажутся на Руси - «тугою (горем) взыдоша по Руской земли». Сама природа скорбит о поражении Игоря: «ничить трава жалощами, а древо с тугою къ земли преклонилось». Рассказ об Игоре, автор «Слова» снова прерывает размышлениями о бедах всей Русской земли, говорит о том, что в них повинны сами русские князья, которые начали на себя «крамолу ковати». Только в объединении всех русских сил против кочевников - залог победы, и пример тому - поражение, которое нанес половцам Святослав Киевский, когда половецкий хан Кобяк был взят в плен и «пал» «въ гриднице Святъславли».

Сон Святослава

     Повествуется о вещем сне Святослава, предрекающем ему горе и смерть. Бояре истолковывают сон: недобрые предзнаменования уже сбылись, «два солнца померкоста» - Игорь и Всеволод потерпели поражение и оказались в плену. Святослав обращается к своим «сыновцам» с «золотым словом, со слезами смешанным»; он упрекает их за нерасчетливые поиски славы, за несвоевременный поход, сетует на княжеское «непособие». Автор «Слова», как бы продолжая мысль Святослава, обращается к наиболее влиятельным из русских князей, прославляет их доблесть и могущество, призывает вступиться «за обиду сего времени», «за раны Игоревы». Но время славных побед для многих из них уже в прошлом, и причина тому - междоусобные войны, «крамолы».
      «Склоните свои знамена (или иначе: не вздымайте стягов, готовясь в поход), спрячьте свои притупленные мечи, так как вы уже лишились славы своих дедов», - этим призывом завершаются обращения к русским князьям.

Побег Игоря

     В Путивле Ярославна молит силы природы помочь ее мужу, вызволить его из плена. В этом лирическом плаче, построенном по образцу народного причитания, тоже звучат общественные мотивы: Ярославна печется и о супруге, и о его «воях», она вспоминает о славных походах Святослава Киевского на хана Кобяка. При побеге Игоря из плена вся природа помогает ему: дружески беседует с князем река Донец, вороны, галки и сороки замолкают, чтобы не выдать преследователям местонахождения беглецов, указывают им путь дятлы, радуют песнями соловьи.
     Спор ханов Кончака и Гзака о том, как поступить им с плененным сыном Игоря Владимиром, продолжает этот насыщенный символами, взятыми из мира живой природы, рассказ о бегстве князя: Игорь летит «соколом» на родину, а ханы решают судьбу «соколича». Здесь сочетаются два типа метафор - воинских символов («сокол» - удалой воин) и символов, восходящих к символике свадебных песен, жених - «сокол», а невеста - «лебедушка».

Концовка

     Автор «Слова» беспрестанно «свивает славы обаполы сего времени», т. е., говоря о настоящем, вспоминает о прошлом, ищет там поучительные примеры, отыскивает аналогии. Он вспоминает то Владимира Мономаха, то Олега Святославича, то Всеслава Полоцкого. Тем самым, снова и снова, утверждая связь времен, доказывая, что прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны.
     Эпилог «Слова» праздничен и торжествен: вернувшийся на Русь Игорь приезжает в Киев, к великому Святославу; «страны рады, гради весели». Здравицей в честь князя и заканчивается «Слово».











Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 392

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 392

Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Погода
Рекомендую



Copyright MyCorp © 2012 - 2020