Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве».
Особенности композиции
Автор переходит от темы к теме, от одних действующих лиц повествования к другим
Место действия переносится от Игорева войска в Половецкой степи в Киев, из Киева — в Путивль, затем — в Половецкую землю, оттуда вновь на Русь в Киев
Меняется время действия — автор «Слова», говоря о настоящем, вспоминает о прошлом, ищет там примеры, аналогии
Место действия переносится от Игорева войска в Половецкой степи в Киев, из Киева — в Путивль, затем — в Половецкую землю, оттуда вновь на Русь в Киев
Меняется время действия — автор «Слова», говоря о настоящем, вспоминает о прошлом, ищет там примеры, аналогии
Вступление «Слова…»
Автор вспоминает старинного певца «слав» Бояна.
Отдав должное манере Бояна, автор все же отказывается следовать его поэтическим приемам: повествование будет вестись «по былинамъ сего времени, а не по замышлению Бояню»
Определяются хронологические рамки повествования («от стараго Владимера до нынешняго Игоря»)
Рассказывается о дерзком замысле Игоря «навести» свои полки на Половецкую землю, «испити шеломомъ Дону»
Повествуется о вещем сне Святослава, предрекающем ему горе и смерть. Бояре истолковывают сон: недобрые предзнаменования уже сбылись, «два солнца померкоста» - Игорь и Всеволод потерпели поражение и оказались в плену. Святослав обращается к своим «сыновцам» с «золотым словом, со слезами смешанным»; он упрекает их за нерасчетливые поиски славы, за несвоевременный поход, сетует на княжеское «непособие». Автор «Слова», как бы продолжая мысль Святослава, обращается к наиболее влиятельным из русских князей, прославляет их доблесть и могущество, призывает вступиться «за обиду сего времени», «за раны Игоревы». Но время славных побед для многих из них уже в прошлом, и причина тому - междоусобные войны, «крамолы».
«Склоните свои знамена (или иначе: не вздымайте стягов, готовясь в поход), спрячьте свои притупленные мечи, так как вы уже лишились славы своих дедов», - этим призывом завершаются обращения к русским князьям.
В Путивле Ярославна молит силы природы помочь ее мужу, вызволить его из плена. В этом лирическом плаче, построенном по образцу народного причитания, тоже звучат общественные мотивы: Ярославна печется и о супруге, и о его «воях», она вспоминает о славных походах Святослава Киевского на хана Кобяка. При побеге Игоря из плена вся природа помогает ему: дружески беседует с князем река Донец, вороны, галки и сороки замолкают, чтобы не выдать преследователям местонахождения беглецов, указывают им путь дятлы, радуют песнями соловьи.
Спор ханов Кончака и Гзака о том, как поступить им с плененным сыном Игоря Владимиром, продолжает этот насыщенный символами, взятыми из мира живой природы, рассказ о бегстве князя: Игорь летит «соколом» на родину, а ханы решают судьбу «соколича». Здесь сочетаются два типа метафор - воинских символов («сокол» - удалой воин) и символов, восходящих к символике свадебных песен, жених - «сокол», а невеста - «лебедушка».
Автор «Слова» беспрестанно «свивает славы обаполы сего времени», т. е., говоря о настоящем, вспоминает о прошлом, ищет там поучительные примеры, отыскивает аналогии. Он вспоминает то Владимира Мономаха, то Олега Святославича, то Всеслава Полоцкого. Тем самым, снова и снова, утверждая связь времен, доказывая, что прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны.
Эпилог «Слова» праздничен и торжествен: вернувшийся на Русь Игорь приезжает в Киев, к великому Святославу; «страны рады, гради весели». Здравицей в честь князя и заканчивается «Слово».
Отдав должное манере Бояна, автор все же отказывается следовать его поэтическим приемам: повествование будет вестись «по былинамъ сего времени, а не по замышлению Бояню»
Определяются хронологические рамки повествования («от стараго Владимера до нынешняго Игоря»)
Рассказывается о дерзком замысле Игоря «навести» свои полки на Половецкую землю, «испити шеломомъ Дону»
Поход Игоря
Встреча с братом Буй Туром Всеволодом | Описание встречи, сборов в поход дано в радостных тонах: братья полны решимости победить половцев |
Знамения | Грозные предзнаменования (солнечное затмение и зловещие звуки в тишине, тревожное поведение зверей, «клик» Дива) контрастируют с настроением воинов и предвещают трагический исход похода. Нежелание Игоря считаться с этими знаками говорит о его честолюбии и самоуверенности, за что впоследствии он поплатится |
Победа войска Игоря в первом сражении | Несмотря на успех в первом столкновении с половцами, вновь появляются грозные предзнаменования грядущего поражения («кровавыя зори светъ поведаютъ, чръныя тучя съ моря идутъ...») |
Вторая битва, в которой Игорь терпит поражение | Описание боя прерывается авторским отступлением — воспоминанием о временах Олега Святославовича. Этот исторический экскурс поднимает важнейшую тему «Слова» — тему губительных междоусобиц, из-за которых страдают все « Даждьбожи внуки». Хотя битва происходит в далекой половецкой степи, но последствия поражения Игоря скажутся на Руси: «тугою (горем) взыдоша по Руской земли». Сама природа скорбит о поражении Игоря. Таким образом расширяется хронотоп повествования, события «Слова» приобретают глобальное значение. В еще одном отступлении автор противопоставляет Игорю Святослава Киевского, когда-то разгромившего половцев |
Сон Святослава
Повествуется о вещем сне Святослава, предрекающем ему горе и смерть. Бояре истолковывают сон: недобрые предзнаменования уже сбылись, «два солнца померкоста» - Игорь и Всеволод потерпели поражение и оказались в плену. Святослав обращается к своим «сыновцам» с «золотым словом, со слезами смешанным»; он упрекает их за нерасчетливые поиски славы, за несвоевременный поход, сетует на княжеское «непособие». Автор «Слова», как бы продолжая мысль Святослава, обращается к наиболее влиятельным из русских князей, прославляет их доблесть и могущество, призывает вступиться «за обиду сего времени», «за раны Игоревы». Но время славных побед для многих из них уже в прошлом, и причина тому - междоусобные войны, «крамолы».
«Склоните свои знамена (или иначе: не вздымайте стягов, готовясь в поход), спрячьте свои притупленные мечи, так как вы уже лишились славы своих дедов», - этим призывом завершаются обращения к русским князьям.
Побег Игоря
В Путивле Ярославна молит силы природы помочь ее мужу, вызволить его из плена. В этом лирическом плаче, построенном по образцу народного причитания, тоже звучат общественные мотивы: Ярославна печется и о супруге, и о его «воях», она вспоминает о славных походах Святослава Киевского на хана Кобяка. При побеге Игоря из плена вся природа помогает ему: дружески беседует с князем река Донец, вороны, галки и сороки замолкают, чтобы не выдать преследователям местонахождения беглецов, указывают им путь дятлы, радуют песнями соловьи.
Спор ханов Кончака и Гзака о том, как поступить им с плененным сыном Игоря Владимиром, продолжает этот насыщенный символами, взятыми из мира живой природы, рассказ о бегстве князя: Игорь летит «соколом» на родину, а ханы решают судьбу «соколича». Здесь сочетаются два типа метафор - воинских символов («сокол» - удалой воин) и символов, восходящих к символике свадебных песен, жених - «сокол», а невеста - «лебедушка».
Концовка
Автор «Слова» беспрестанно «свивает славы обаполы сего времени», т. е., говоря о настоящем, вспоминает о прошлом, ищет там поучительные примеры, отыскивает аналогии. Он вспоминает то Владимира Мономаха, то Олега Святославича, то Всеслава Полоцкого. Тем самым, снова и снова, утверждая связь времен, доказывая, что прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны.
Эпилог «Слова» праздничен и торжествен: вернувшийся на Русь Игорь приезжает в Киев, к великому Святославу; «страны рады, гради весели». Здравицей в честь князя и заканчивается «Слово».
Идейное содержание
Самоуверенность князей, из-за славы и богатства отправляющихся в поход, губительна для всей Руси | Незначительный эпизод русско-половецких войн рассматривается как событие общерусского масштаба |
Для победы над степняками необходимо единство всех князей | Автор обращается с призывом помочь Игорю не только к князьям, чьи уделы могли пострадать от половцев, но и к владимиро-суздальскому князю Всеволоду |
Залогом единения князей является подчинение великому князю киевскому | В «Слове» прославляются победы Святослава Киевского. Автор укоряет Игоря и Всеволода, которые отправились «себе славы искати», с горечью порицает «княжеское непособие». Сам Святослав назван в тексте «отцом» Игоря и Всеволода |
Исторические экскурсы свидетельствуют о том, что феодальные распри всегда губительно сказывались на благоденствии Руси | Олег Святославович, «ковавший крамолы», назван в «Слове» Гориславичем. Автор призывает брать пример с тех князей, которые стремились объединить Русь (Владимир Святославович) |
Особое значение призыв к единению приобретает в связи с тем, что оно было написано перед монголо-татарским нашествием |