Подведение итогов. Контрольная работа в формате ЕГЭ
Проанализируйте таблицу и заполните её.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ | ЖАНР |
И. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» | |
М. Горький. «Старуха Изергиль», «На дне» | |
А. Блок. «Двенадцать» | |
В. Маяковский. «Облако в штанах» | |
Е. Замятин. «Мы» | |
А. Ахматова. «Реквием» | |
М. Шолохов. «Тихий Дон», «Судьба человека» | |
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» | |
А. Твардовский. «Василий Тёркин» | |
В. Распутин. «Прощание с Матёрой» | |
Ф. Абрамов. «Пряслины» | |
Ю. Бондарев. «Батальоны просят огня» |
Обрати внимание
При подготовке к итоговой проверочной работе важно вспомнить определения
• художественных приёмов (тропов) (метафора, эпитет, синекдоха, метонимия, литота и др.);
• способов проявления комического (юмор, ирония, сатира и др.);
• типов композиции;
• жанров литературных произведений (повесть, роман, роман в стихах, поэма и др.);
• стихотворных размеров и способов рифмовок.
Разбираем вместе
Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.
СОН
Мне снилась осень в полусвете стёкол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.
Но время шло и старилось, и глохло,
И, поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стёкла
Кровавыми слезами сентября.
Но время шло и старилось. И рыхлый,
Как лёд, трещал и таял кресел шёлк.
Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И сон, как отзвук колокола, смолк.
Я пробудился. Был, как осень, тёмен
Рассвет, и ветер, удаляясь, нёс,
Как за возом бегущий дождь соломин,
Гряду бегущих по небу берёз.
(Б. Пастернак)
Ответами к заданиям 1–7 являются слово, или словосочетание, или последовательность цифр.
1. Назовите род литературы, к которому относится произведение Б. Пастернака.
Ответ: ___________________________.
2. Укажите номера строф, в которых поэт использует градацию.
Ответ: ___________________________.
3. Как называется созвучие концов стихотворных строк (стёкол — сокол; гурьбе — к тебе и т.п.)?
Ответ: ___________________________.
4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении.
1) неологизм
2) ирония
3) инверсия
4) анафора
5) метафора
Ответ: ______________
5. Определите размер, которым написано стихотворение «Сон» Б. Пастернака (без указания количества стоп).
Ответ: ___________________________.
6. Как называется использование поэтом в стихотворении одинаковых строк или строф?
Ответ: ___________________________.
7. Как называется вид рифмовки (АВАВ), использованный Б. Пастернаком в этом стихотворении?
Ответ: ___________________________.
Сделай сам
Сформулируйте прямой связный ответ (5—10 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи.
Подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
8. Как чувства лирического героя связаны с образом осени?
9. В каких произведениях отечественной поэзии встречается мотив осени и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением «Сон» Б. Пастернака?
Часть 2
Выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений. Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов). Раскройте тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.
1. Поэт и окружающий мир в стихотворениях Б. Л. Пастернака. (Не менее трёх стихотворений.)
2. Тема воинского подвига в отечественной литературе второй половины ХХ — начала ХХI в. (Одно — два произведения по выбору.)
3. Характеры и судьбы героев рассказов В. М. Шукшина. (Одно произведение по выбору.)
4. Тема женской судьбы в отечественной литературе второй половины XX — начала XXI века. (Одно произведение по выбору.)