Главная | Регистрация | Вход | RSS | Четверг, 28.03.2024, 18:07 |
Приветствую Вас Гость |
|
«Повесть о разорении Рязани Батыем» В первой четверти XIII в. Русь постигла национальная трагедия - вторжение орд монголо- татарских завоевателей. О нашествии кочевников, о разрушении городов, гибели населения, когда города лежали в развалинах, а «села... запустеша и ныне лесом зарастоша», рассказывают русские летописи, повести, жития, проповеди. Об этом говорят еще более убедительно и беспристрастно - данные, добытые археологами и историками. Тумены Батыя опустошили огромную территорию: во время его походов (1237-1241) были взяты, разрушены и сожжены Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Ростов, Кострома, Ярославль, Переяславль-Залесский, Чернигов, Переяславль-Южный, Владимир- Волынский, Галич. Нашествие хана Батыя на Русь Это произведение - шедевр древнерусской словесности, первая повесть в истории русской литературы. Композиция произведения двухчастная. В первой части идет речь о перенесении иконы Николая Мирликийского из Корсуни (Херсонеса) в Рязань. Астафий, священник корсунской церкви, решил бежать из города и спасти икону, опасаясь нашествия татар. Путь его в Рязань был трехлетним, прямая дорога стала особенно опасной, поэтому Астафий двинулся от Черного моря до Балтийского и затем в Рязань. Вторая часть повествует о смерти княжеской семьи и о самом нашествии. Эта часть - наиболее проникновенный рассказ о гордости и мужестве русских людей, об их героизме заключается возвращением из Чернигова князя Ингваря Ингваревича. Он оплакивает и хоронит погибших и, сев на столе отца своего, «обнови землю Рязанскую, и церкви постави.» Евпатий Коловрат Центральный фрагмент повести связан с Евпатием Коловратом. Он - рязанский воевода и вместе с князем Ингварем Ингваревичем был в Чернигове. Услышав о нападении Батыя, он «с малою дружиною» поспешил к Рязани, но опоздал - «виде град разорен, государи побиты». Догнав Батыевы полки, воины Евпатия «начаша сечи без милости и сметоша» вражеское войско. Враги подумали, что восстали из гробов мертвые рязанцы. Батый посылает против Евпатия «силныа полкы» во главе с шурином своим Хостоврулом: Евпатий в поединке рассекает Хостоврула «на полы [пополам] до седла». Когда врагам удалось убить Евпатия, сам Батый восклицает: «Аще бы у меня такий служил, - держал бы его против сердца своего». Мастерство автора Автор «Повести о разорении Рязани Батыем» неизвестен. Но его мастерство донесло до нас и страшные картины уничтожения Рязани, и скорбь по погибшим, и веру в великое будущее Русской земли. Литературные достоинства произведения заслужили похвалу многих исследователей и поэтов. Д.С. Лихачев назвал это произведение образцовым. Автор повести в немногих словах передал высокий накал страстей («распалися в серце своем») и гордость «узорочьем рязанским» - рязанскими людьми. Эта сжатость, точный подбор слов, ораторское мастерство, сравнения, эпитеты и метафоры («сии бо люди крылати и не имеюще смерти»), гиперболы («един бьяшеся с тысящей, а два со тмою») позволяют нам не только узнать о событиях тех лет, но и почувствовать дух времени. Былинные мотивы в повести Многие исследователи считают фрагмент повести, связанный с Евпатием Коловратом, пересказом старинной былины о борьбе богатыря с захватчиками земли Русской. Это доказывают элементы устного народного творчества, которые присутствуют в повествовании (гиперболизация подвигов, анафора). Есть в былинах и беседы богатырей с врагами родной земли, такую же беседу мы находим и в «Повести»: когда Батыю удается захватить пятерых воинов, «изнемогших от великих ран», он спрашивает пленных, кто они. Те отвечают, что они «от полку Еупатиева Коловрата», «посланы... тебя силна царя почтити и честна проводити и честь тебе воздати. Да не подиви, царю, не успевали наливати чаш на великую силу - рать татарскую». Царь же подивися ответу их мудрому». Тема и идея Тема произведения - это то, о чем говорится в произведении. Часто тема определена уже в названии, например, «Повесть о взятии Рязани Батыем». Сразу понятно, что речь пойдет о нашествии орды Батыя. Идею произведения определить сложнее, она формулирует то, что хотел сказать автор своим произведением. Иногда идею автора выражает кто-нибудь из героев. Так, в «Повести» великий князь рязанский, узнав о смерти сына, снохи и внука, обращается к боярам и воеводам с такими словами: «Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть». Призыв к борьбе с врагом - вот главная идея произведения. Патриотизм в произведении Патриотизм - это любовь к Родине. Настоящий патриот всегда защищает свою землю. Это место дорого ему потому, что здесь он родился, воспринял традиции и язык, здесь жили его предки и сейчас живут соотечественники. Автор «Повести» - патриот. Его произведение дает возможность по-настоящему понять всю святость земли-родины, которая впитала в себя пролитую за нее кровь. Заканчивается повесть похвалой роду рязанских князей, в которой слышна тоска по былой независимости Родины. Именно о ней - о Родине - думает автор, о ее чести и могуществе, когда говорит о рязанских князьях, что они были «к приезжим приветливы», «к посолником величавы», «ратным во бранех страшный являшеся, многие враги ... побежаше (побеждали), и во всех странах славно имя имяше». Рязанские князья рассматриваются как представители Русской земли, и именно ее чести, славе, силе и независимости и воздает хвалу автор. Заключение События, отраженные в произведении, происходили более восьмисот лет назад. Литературное мастерство неизвестного автора помогает нам и сегодня с напряженным вниманием следить за ходом событий, сопереживать трагичности происходящего и самоотверженности рязанских защитников. |
|
Copyright MyCorp © 2012 - 2024 |