Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 09:26

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
tanja
Погода


Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание»




Ф.М.Достоевский считал Петербург «самым отвлеченным и умышленным городом на всем земном шаре». Построенный по приказу Петра I на болотах, он казался писателю мрачным и таинственным. Именно в таком фантастическом месте, по его мнению, могла зародиться «безобразная мечта» нищего студента.

История создания романа.
В 1865 году Ф.М.Достоевский сообщил редактору «Русского вестника» М.Н.Каткову план повести, в котором угадывается сюжет «Преступления и наказания»: «Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты…». Постепенно повесть разрастается в объеме (писатель использует материалы задуманного раньше романа «Пьяненькие») и меняется по форме: от «исповеди» к повествованию от третьего лица. Окончательную редакцию «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевский создает в 1866 году одновременно с печатанием в «Русском вестнике» готовых глав.
«Все сердце мое с кровью положится в этот роман, - писал Достоевский брату. - Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти...»
Вот как писатель излагал замысел романа: «Действие современное, в нынешнем, году. Молодой человек... живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым, странным "недоконченным" идеям., которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна... зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», Для чего она живет?», «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т.д. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека».

Петербург Достоевского.
«Преступление и наказание» иногда называют «петербургским романом».    Достоевский, как и герой романа, любил этот город горькой и мучительной любовью и по-своему воспринимал его. Существует выражение «Петербург Достоевского». Это мрачный, больной, сырой и все-таки прекрасный город.
Безотраден, сумрачен городской пейзаж в романе, хотя время действия — лето и погода стоит жаркая. Глазами голодного бедняка мы смотрим на летний Петербург.
Картины природы или описания великолепных видов столицы встречаются в романе лишь как контраст к такому безотрадному изображению. Голодный юноша чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин.

Топография      
Ф.М.Достоевский точно воссоздает топографию тех мест, где происходят события романа. Это прежде всего Сенная площадь и «все близлежащие переулки». Можно также узнать «адреса» Раскольникова, старухи-процентщицы, Сони Мармеладовой и Порфирия Петровича.
В романе упоминаются набережные и каналы, улицы и переулки, многоэтажные дома и дворы-колодцы, трактиры, распивочные, «известные заведения» - никаких художественных описаний и красот природы. Лишь однажды возникает картина парадного Петербурга, когда Раскольников смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор и Зимний дворец: «Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…»
Действие романа происходит большей частью на улице. Где-то в переулке Сенной щегольская коляска раздавила несчастного Мармеладова, а на другой день его чахоточная и полубезумная вдова на улице истекает кровью; на улице застрелился Свидригайлов; на Сенной площади Раскольников пытается всенародно принести покаяние. Эти уличные сцены, нарисованные крупным планом, дополняются мимолетными эпизодами.
Подобных картин много в романе. Они создают фон, на котором развертывается не менее трагическая жизнь Мармеладова, Сонечки, Раскольникова...

Дома
Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои. Обычно это - доходные дома, столь типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в «грязные и вонючие» дворы, поднимаемся по темным лестницам. Вот одна из них - «узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота».
Квартиры и комнаты, в которых живут герои романа, поражают нищетой и уродством. «Каморка» Раскольникова приходится «под самою кровлей высокого пятиэтажного дома» и походит «более на шкаф, чем на квартиру».
Мармеладов живет в проходной комнате, в которой находятся «всего только два стула и клеёнчатый очень ободранный диван» да «кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый».
Комната Сони Мармеладовой походит «как будто на сарай» и имеет вид «весьма неправильного четырехугольника»; её обстановка – это кровать, стол, три стула и комод. Ещё менее привлекательно выглядят распивочные и трактиры, куда заходят иногда герои романа: темные, грязные углы, липкие столики, духота и вонь.

Жители  
Жители Петербурга, помимо главных героев романа, относятся преимущественно к низшему классу: портные, кухарки, «девицы, живущие от себя», дворники, «чухонцы-разносчики», прачки, «полуразвалившиеся извозчики» и просто нищие. Встречи с некоторыми из них становятся для Раскольникова знаковыми. Ещё до совершения преступления он видит на улице пьяную девочку, видимо, «обманутую в первый раз», за которой следит «толстый господин», намереваясь воспользоваться случаем. Раскольников думает в это время о несчастной судьбе своей сестры и пытается помочь девочке. Позднее он становится свидетелем самоубийства молодой женщины, которая бросается с моста в воду. Её спасают, но Раскольникову становится не по себе – ведь он сам только что думал об этом.

Цвет
Чаще всего в романе фигурирует желтый цвет: обои в комнате Раскольникова, мебель в квартире старухи-процентщицы, «билет» Сони Мармеладовой, вода в стакане у Никодима Фомича, лицо женщины-утопленницы. Этот «сумасшедший» цвет невольно ассоциируется с состоянием главного героя, у которого все происходящее вокруг вызывает «желчь и конвульсии».

Заключение.
В романе изображены два мира. Лишь единственный раз обратит внимание писатель на «город пышный», но объектом его исследования становится город «бедный», Петербург с его распивочными заведениями, Сенной площадью, улицами, перенаселенными домами.
-  Какими красками нарисован город, ведь события происходят в жаркие июньские дни?
Преобладание серого цвета, пыли, отсутствие солнца
-  В какой форме передается мысль об унижении и бесправии петербургского люда, ведь непосредственно картины эксплуатации не показаны в романе?
Страдания женщин и детей, история жизни Мармеладова. Используя различные художественные приемы (прямые описания, внесюжетные персонажи, портрет, фамилию, цветовую палитру), автор показывает бесправие «маленького человека» в буржуазном городе, человека, которому некуда идти.
-  Почему такое внимание уделено описанию нищеты в Петербурге?
-  Как влияет окружающая среда на главного героя?
-  Есть ли куда пойти Родиону Раскольникову?
-  Какую роль в раскрытии темы бесправия человека выполняет сон Раскольникова?

Сон Раскольникова навеян некрасовскими стихами - циклом «О погоде», отрывок «До сумерек».

     Петербург в «Преступлении и наказании» - это не только фон романа, но и его «душа». Не случайно Ф.М.Достоевский старается как можно более подробно описать время и место происходящих событий: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую он нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, шел к К-му мосту».
     В романе упоминаются набережные, каналы, мосты, улицы, переулки, многоэтажные дома, трактиры, распивочные. Несмотря на скученность и тесноту, люди в этом городе разобщены: каждый живет наедине со своими проблемами. Уличная грязь, квартирная духота, человеческая злоба и нищета окружают Раскольникова, мутят его сознание и угнетают ум.



Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Всероссийский конкурс
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 636

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 657



Copyright MyCorp © 2012 - 2024