Речевая характеристика героя
Средство художественного изображения персонажей
* Использование элементов книжной речи или просторечий, профессионализмов и т. д. характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.)
* Использование элементов книжной речи или просторечий, профессионализмов и т. д. характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.)
Осуществляется через диалог и монолог
Монолог | Диалог |
От греч. monos — один, logos — слово, речь | От греч. diаlogos — разго¬вор двух людей |
Развернутое и тематически обособленное высказывание персонажа или повествователя | Обмен репликами, сообщениями, живой речью двух или более лиц |
Может быть обращенным к адресату, а также уединенным (герой в одиночестве произносит его вслух) или внутренним (внутренняя речь) | Служит способом характеристики персонажа и мотивирует развитие сюжета |
Внутренняя речь
Речь персонажа, обращенная к себе и не произнесенная вслух
* Является художественным приемом, раскрывающим внутренний мир героя
* Имитирует устную речь, поэтому часто имеет нелинейный характер: отражает душевное состояние персонажа как спонтанный поток чувств, образов, воспоминаний, в котором могут отсутствовать смысловая и синтаксическая
упорядоченность (внутренние монологи Раскольникова после убийства старухи и ее сестры в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и Анны Карениной в финале одноименного романа Л. Н. Толстого)