Рифма - повтор отдельных звуков или звуковых комплексов в окончаниях двух или нескольких строк стихотворения
Виды рифм: • точная — заударные конечные звуки совпадают (полю¬бишь — голубишь); • неточная — заударные конечные звуки не совпадают по звучанию, количеству, порядку расположения (пророчит — хохочет)
• открытая — оканчивается на гласную (отдана — верна); • закрытая — оканчивается на согласную (забавлять — поправлять) • мужская — ударение приходится на последний слог (рыдал — стоял); • женская — ударение приходится на предпоследний слог (наука — скука); • дактилическая — ударение приходится на третий от конца слог (кается — мается); • гипердактилическая — ударение приходится на четвертый (и далее) от конца слог (падающий — скрадывающий)
Рифмовка
Парная (смежная) — аабб
«Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробужденною весной И смолистою сосной» (К. Д. Бальмонт)
Перекрестная — абаб
«Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку» (Б. Л. Пастернак)
Опоясывающая (кольцевая) — абба
«С земли не видно. Страшную беду Почувствовав, мы сразу замолчали. Заупокойно филины кричали, И душный ветер буйствовал в саду» (А. А. Ахматова)
Смешанная
Например, аабаб: «О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!..» (Н. А. Некрасов)
Ритм - повторение определенных сходных элементов текста через соизмеримые промежутки
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть