Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 16.11.2024, 00:19

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода


«Серебряный век» русской поэзии




Бог дал огонь их сердцу, сеет уму. И чувства в них восторженны и пылки.
В.К. Кюхельбекер


     Начало XX века - удивительное время в истории России. Люди жили на границе уходящего и чего-то нового, неизвестного. Время переломов, время контрастов... И среди всего этого жила мысль, мысль поэтов. Она мчалась рядом с вихрем грандиозных событий, оставляя для нас восхитительные строки их прекрасных произведений.
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому. чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело, -
Я у Нее одной молю ответа.
Не потому. что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
                                                                    И.Ф. Анненский

«Серебряный век»

     Термин «серебряный век» является весьма условным и охватывает собой явление со спорными очертаниями и неравномерным рельефом. Впервые это название было предложено философом Н.А. Бердяевым, но вошло в литературный оборот окончательно в 60-е годы прошлого столетия.
     Поэзия этого века характеризовалась в первую очередь мистицизмом и кризисом веры, духовности, совести. Строки становились отражением душевного недуга, внутреннего хаоса и смятения.
     Вся поэзия «серебряного века», жадно вобрав в себя наследие Библии, античную мифологию, опыт европейской и мировой литературы, теснейшим образом связана с русским фольклором, с его песнями, плачами, сказаниями и частушками. В конце XIX - начале XX веков произошла переоценка ценностей. Но в свете новой эпохи, явившейся полной противоположностью той, которую она сменила, национальные, литературные и фольклорные сокровища предстали в ином, более ярком свете. Это было полное солнечного сияния творческое пространство, светлое, жаждущее красоты и самоутверждения. И хотя мы зовем это время «серебряным», а не «золотым веком», может быть, именно оно было самой творческой эпохой в российской истории.

Какими именами блистала поэзия!

     Какими именами блистала поэзия! Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Александр Блок, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Андрей Белый, Игорь Северянин, Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Сергей Есенин, Борис Пастернак... Все они - представители так называемого «серебряного века» русской поэзии.
     Каждый из поэтов стремился по-своему осмыслить и отразить окружающий мир.
                   Рыдай, буревая стихия,
                   В столбах громового огня!
                   Россия. Россия, Россия. –
                   Безумствуй, сжигая меня!
                                     А. Белый. «Родине», 1917

Начало века

     Начало века - начало новой эпохи русской поэзии. Это смена эстетических ориентиров, кардинальное обновление литературных приемов, столкновение и взаимное отрицание различных групп, направлений, течений: символисты оказались объектом нападок футуристов, с одной стороны, и акмеистов - с другой. Но у рождающейся поэзии было и общее: определение смысла жизни, открытие тайн природы, тонкое выражение своих чувств и своего видения мира.
                         В оный день, когда над миром новым
                         Бог склонил лицо свое, тогда
                         Солнце останавливали словом.
                        Словом разрушали города
                        И орел не взмахивал крылами.
                        Звезды жались в ужасе клуне.
                        Если, точно розовое пламя.
                        Слово проплывало в вышине.
                                                 Н.С. Гумилев «Слово», 1921

Модернизм

     Понятие «серебряный век» появилось, когда все крупнейшие представители той литературы и культуры ушли из жизни. Их современники, как правило, использовали другие термины, один из которых - «модернизм». Термин достаточно точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической - с ней разные поколения модернистов находились в разных отношениях.
     Модернизм - одно из ведущих направлений в искусстве начала XX века. Предпосылками модернизма и входящих в него течений в русской литературе были и романтическая поэзия В.А. Жуковского, и философская лирика Ф.И. Тютчева, и теория «чистого искусства», а также импрессионистическая лирика А.А. Фета. Сущностью модернизма было то, что модернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками». Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм - основные течения модернизма.

Символизм

     Эстетическим взглядам символистов характерен пафос безбрежного «расширения» личности. Символисты - неоромантики обращались к национально-романтической старине. Для них характерна устремленность к символам природных и космических стихий, установка на музыкальные принципы поэтической речи, ориентированность на фольклорные жанры (заговор, заклятие) с их приемами поэтического внушения (К.Д. Бальмонт, А.А. Блок). Символисты-неоклассицисты Д.С. Мережковский, В.В. Иванов, И.Ф. Анненский, В.Я. Брюсов придерживались идеи синтеза культур: обращались к античности, религиозно- мистической программе русского ренессанса, принципу художественной реставрации и модернизации богов древности, тяготели к логически выверенной симметрии в композиции произведения, к реконструкции архаических жанров и стихотворных размеров.

Валерий Брюсов

     На рубеже XIX-XX вв. В.Я. Брюсов (1873-1924) был одним из главнейших деятелей символизма. Обладая необыкновенным трудолюбием и эрудицией, Брюсов выступал не только как поэт; он был историком и литературоведом, беллетристом, переводчиком и драматургом, писал исследования о Пушкине, статьи по теории стиха. Вопреки мистическим установкам символистов, поэтическое мышление Брюсова зрелых лет весьма конкретно и реалистично.
                        Единое счастье - работа.
                        В полях, за станком, за столом,-
                        Работа до жаркого пота.
                        Работа без лишнего счета,-
                        Часы за упорным трудом <...>
                        Работай! Незримо, чудесно
                        Работа, как сев, прорастет.
                        Что станет с плодами, - безвестно.
                        Но благостно, влагой небесной.
                        Труд всякий падет на народ!

Константин Бальмонт

     Константин Бальмонт (1867-1942) выступает как один из зачинателей символизма. В начале XX в. поэт выпустил сборники стихотворений «В безбрежности», «Тишина», «Горящие здания», «Будем как солнце». Воплощение жизни как мечты, иллюзии, фантазии и взгляд на мир сквозь призму «я» характерны для поэзии Бальмонта.
                         И чем выше я шел, тем ясней рисовались
                         Тем ясней рисовались очертанья вдали.
                         И какие-то звуки вдали раздавались.
                         Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
     Многим стихотворениям Бальмонта присуща гибкость и музыкальность языка, богатство аллитераций, искусная рифма. Особенно ярко это раскрывается в любовной лирике.
                         Я был вам звенящей струной.
                         Я был вам цветущей весной,
                         Но вы не хотели цветов.
                         И вы не расслышали слов.

Федор Сологуб


     Ф. Сологуб (псевдоним Федора Кузьмича Тетерникова (1863-1927) - поэт-символист. Громадное место в его поэзии занимает тема смерти, безнадежности и отчаяния:
                                           О смерть! Я твой. Повсюду вижу
                                           Одну тебя - и ненавижу
                                           Очарования земли. Людские чужды мне восторги...
                                          «О смерть! Я твой...»,
                                                                                                                           1394 г.
     Поэт воспевает мир «мечты», потусторонней «красоты». Жизнь для него - неволя, плен, «одноглазое дикое лихо». Сологуб - значительный мастер слова. Его стих певуч и мягок, прост и вместе с тем чрезвычайно изыскан. Лирика Сологуба раскрывает сложную гамму чувств.

Акмеизм

     Акмеизм - литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Анну Ахматову - генетически был связан с символизмом, но противостоял его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя - через психологически значимый жест, движение, деталь.
     Эстетическими задачами акмеистов было воспевание прекрасной ясности, любви и красоты. Для акмеизма характерны поэтизация первозданных эмоций, стихийной силы, внимание к природному началу в человеке, подчеркнутый прозаизм житейских реалий (С.М. Городецкий, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам), тяготение к поэтическому фольклоризму, увлечение мистическим анархизмом, разговорным строем речи (С.М. Городецкий), романтизированное представление о сильной личности, создание декоративно-экзотического мира, строгость композиции стихотворения (Н.С. Гумилев), иносказательные образы, как выразители потенциальных возможностей человека, ассоциативная манера письма, погруженность в мир классической культуры (О.Э. Мандельштам). Манера «материализации переживаний» была характерна, прежде всего, для творчества Анны Ахматовой.

Николай Гумилев. «Путь конквистадоров»

     В историю русской литературы Николай Степанович Гумилев (1886-1921) вошел как талантливый поэт, самобытный драматург, оригинальный критик, глубокомысленный теоретик стихосложения и незаурядный переводчик.
     В 1905 году Гумилев выпустил первый поэтический сборник «Путь конквистадоров». Мир древности и дальних стран пленил Гумилева:
                                       Я конквистадор в панцире железном,
                                       Я весело преследую звезду,
                                       Я прохожу по пропастям и безднам
                                       И отдыхаю в радостном саду.

Осип Мандельштам

     Осип Мандельштам (1391-1938) как поэт дебютировал в журнале «Аполлон» в 1910 году. Входил в группу акмеистов. Выпустил книги стихов «Камень» (1913), «Tristia» (1922), «Стихотворения» (1928).
     Мандельштам - поэт философского склада, с обостренным интересом к истории. Влюбленный в древнюю Элладу, он глубоко ощущал связи русской культуры с эллинизмом, полагал, что благодаря этой преемственности «русский язык стал именно звучащей и горящей плотью». В стихотворениях Мандельштама звучит торжественное, чуть архаичное, полновесное слово. Это поэт большой изобразительной точности, его стих изыскан по ритмам, очень выразителен и красив.
                           Бессоница. Гомер. Тугие паруса.
                          Я список кораблей прочел до середины:
                          Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный.
                                                   Что над Элладою когда-то поднялся.

Футуризм

     Футуризм - авангардистское течение в европейском искусстве начала XX в. Тезис футуризма - отказ футуристов от старой культуры, поиски новой формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приемы плаката, графический стих («лесенка» Маяковского).
     Декламационная манера, восходящая к построению романса, повторение слов и целых фраз, внутренние созвучия - ассонансы и аллитерации. Трехсложные размеры с пропусками ударений в центральных слогах, ритмические паузы (И. Северянин). Превращение слова в собственно значимую, чувственную данность. Создание поэтического «пространства» времени - книги бытия слов- вещей. Влияние на неологизмы древнеславянской речи (В. Хлебников).

Игорь Северянин

     Игорь Северянин (настоящее имя Игорь Васильевич Лотарев) (1837-1941) - поэт, переводчик, мемуарист, очеркист.
     На фоне русской поэзии «серебряного века» творчество Северянина стоит несколько особняком. Славу ему принесли сборники стихов «Электрические стихи», «Громокипящий кубок», «Пролог эгофутуризма». Немало для его популярности сделало литературное течение, называющееся «эгофутуризмом» и фактически основанное самим Северяниным.

Поэзия Игоря Северянина

     Его стихи отличались манерностью, частым употреблением неологизмов, природной напевностью, краткой точностью множества эпитетов:
                                 Зарею жизни я светом грезил
                                                            Всемирным счастьем и вечным днем!
                                                            Я был так пылок. так смел, так весел.
                                                            Глаза горели моим огнем.
                                                            Мир рисовался - прекрасен, дивен.
                                                            Прожить - казалось - я мог шутя...
                                                            Зарею жизни я был наивен.
                                                            Зарею жизни я был дитя!
                                                                                                        «Зарею жизни», 1907 г.
     Тема родины для поэта была главной. Проникновенны стихи о родной земле, о трагедии народа, которому досталась нелегкая судьба. Северянин скорбит вместе с Россией, пропуская через свое сердце все боли, все радости ее. «Моя безбожная Россия. - пишет поэт, - священная моя страна». Он верит в великое будущее России, недаром он называет родину «крылатой».

Велимир Хлебников

     Хлебников (1885-1922) - один из ведущих участников движения футуристов в России, по определению Маяковского - «Колумб новых поэтических материков». Вникая в корни слов, он хотел постигнуть древнейший смысл звука и слова. По гнездам родственных слов обосновывал возможность и необходимость возникновения новых слов и сам создавал их.    В годы империалистической войны и революции стихи Хлебникова приблизились к живой социальной жизни:
                        Свобода приходит нагая,
                        Бросая на сердце цветы,
                        И мы с нею в ногу шагая.
                        Беседуем с небом на ты.
                                                                       «Свобода приходит нагая», 1917

Заключение

     Мысленно охватывая безбрежное море поэзии «серебряного века», нельзя не восхищаться ее поразительным многообразием и богатством. Напевность Бальмонта, монументальность Брюсова, гражданственность Гумилева, экспериментаторство Хлебникова - это все сделало неповторимой их поэзию, сокровищницу нашей духовной культуры. При всей глубокой индивидуальности творческого почерка этих поэтов объединяет желание видеть мир нравственно чистым, возвышенным. Гуманные идеалы, воплощенные в их произведениях, будут всегда находить отклик в сердцах читателей.






Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Всероссийский конкурс
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 658

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 681



Copyright MyCorp © 2012 - 2024