Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 07.05.2021, 06:55

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Праздники сегодня
Информер праздники сегодня
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
«Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы

История обретения «Слова о полку Игореве»
     Последний день последнего месяца XVIII столетия граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин отметил, по-своему, очень недурно. Только что в московские книжные лавки поступила изданная им «Ироическая песнь о походе на половцовъ удельнаго князя Новагорода-Северскаго Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие». Мусин-Пушкин сообщил, что «ироическую» (т. е. героическую) эту песнь он обнаружил лет десять назад в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря, в сборнике XVI в., и купил у архимандрита Иоиля Быковского. Так или иначе, древняя рукопись стала его собственностью.
     Написана она была старинным почерком. В её состав входили и другие, далеко не уникальные по содержанию древнерусские тексты. Но кроме них - неизвестное «Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святославля, внука Ольгова», как оно было озаглавлено в сборнике.

Судьба «Слова о полку Игореве»
     В сентябре 1812 г. в Москву вошли наполеоновские войска. Особняк А.И. Мусина-Пушкина на Разгуляе в московском пожаре не погиб, но погибла графская библиотека. Был утрачен и старинный сборник с единственным известным до сих пор древним списком «Слова». То ли солдаты растопили им камин, то ли втоптали в грязь конские копыта.
     Потомкам остались только первое издание «Слова» да рукописная копия, снятая по указанию графа для императрицы Екатерины II. Но это не повлияло на историческую судьбу памятника, уже к концу ХХ в. книга была переведена на десятки языков и вошла в золотой фонд мировой литературы. Есть переводы «Слова о полку Игореве» почти на всех языках мира. А на русском - одних только стихотворных переводов и переложений несколько десятков. В мире выпущено почти две тысячи научных работ, посвящённых «Слову». В 1995 г. Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук издал пятитомную «Энциклопедию «Слова о полку Игореве». А ведь само «Слово» - совсем не длинное произведение.

Полемика вокруг «Слова о полку Игореве»
      Уже в XIX веке возник вопрос о подлинности «Слова» и точности его датировки. В начале XIX века, в период увлечения стариной, то есть всем, что связано с допетровской Русью, возникало множество подделок. «Слово» также попало под подозрение. Слишком уж оно выделялось на фоне церковной литературы Древней Руси. И слишком мало люди пушкинского времени знали о древнерусской культуре. Ещё казалось, что вся русская литература началась с Гаврилы Романовича Державина и Василия Андреевича Жуковского.

Сомнения в подлинности
     27 сентября 1832 г. в Московском университете Александр Сергеевич Пушкин спорил о подлинности «Слова» с историком-скептиком Михаилом Трофимовичем Каченовским. Друг друга они не убедили.
     В 1925 г. французский филолог Андре Мазон, а в начале 60-х гг. и советский историк Александр Зимин тоже попытались доказать позднее происхождение «Слова». Дело в том, что в середине XIX в. была открыта «Задонщина» - древнерусская повесть, рассказывающая о битве Дмитрия Донского с ханом Мамаем на поле Куликовом в 1380 г. «Задонщина» написана под сильным влиянием «Слова», хотя нет в ней его красок, его поэзии.

Различные версии
     Мазон и Зимин попытались доказать, что, напротив, «Слово» написано в подражание «Задонщине», и даже определить, кто мог, зная «Задонщину», подделать «Слово». Мазон считал автором подделки самого Мусина-Пушкина или его современников - историков Н.Н. Бантыша-Каменского и А.Ф. Малиновского. Зимин остановился на архимандрите Иоиле Быковском.
     Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв в книге «Поэтика древнерусской литературы» подчёркивает, что автор «Слова», вне сомнения, был современником похода Игоря. Ведь он не просто рассказывает о событиях, но оценивает их, подчас одним-единственным намёком указывая читателю на то, что ему хорошо известно. До сих пор учёные спорят о подлинности «героической песни». Не все её загадки отгаданы и не все вопросы решены.

Историческая основа «Слова о полку Игореве»
     О походе Игоря Святославича, князя новгород-северского, сообщается в Лаврентьевской летописи. В ней говорится, что 23 апреля 1185 г. князь Игорь Святославич с небольшим войском вышел в поход на половцев, которые совсем недавно стали соседями Киевской Руси. По дороге к нему присоединился со своим отрядом его брат Всеволод Святославич. Вместе с ними отправились также сын князя Игоря Владимир, княживший в путивле, и племянник Святослав Ольгович из Рыльска.
     1 мая 1185 года случилось затмение (подробно описанное в Лаврентьевской летописи). Среди дня солнце вдруг померкло, и на несколько минут настала ночь. Солнечное затмение, которое всегда считалось на Руси недобрым предзнаменованием, встревожило князей, но Игорь убедил их не обращать на предзнаменование внимание и идти вперёд.

Летопись о походе Игоря, князя новгород-северского
     Утром 10 мая недалеко от Азовского моря, на реке Сюурлий, русские встретились с вышедшими вперёд полками половцев, разбили их и захватили богатую добычу. После победы Игорь собрался повернуть назад, но тут подоспели другие половецкие отряды. Дружина князя Игоря заночевала в степи. Наутро русские обнаружили, что они окружены войсками ханов Гзака и Кончака. «Собрали на себя всю землю половецкую» - говорит Игорь.
Игорь и Всеволод были ранены, попали в плен. Из окружения смогли пробиться и уйти на Русь лишь несколько всадников. Одержав победу над Игорем, половцы нанесли ответный удар, опустошив левобережье Днепра, осадили Переяславль Южный. Через месяц после поражения Игорю удалось убежать из плена. Таковы зафиксированные летописью события 1185 года.

Идея «Слова о полку Игореве»
     Частный, хоть и трагический, эпизод русско-половецких войн в повествовании «Слова» превращается, по замыслу неизвестного автора, в событие общерусского масштаба. Автор «Слова» настойчиво подчеркивает основную идею произведения: необходимо единство князей в любом противостоянии врагу, необходимо прекращение усобиц и «которы» (войн между князьями, в которые они втягивали половцев).
     Автор не возражает против удельной системы, которая вносила раздробленность на Русь, он возражает против посягательств на чужие земли («се мое, а то мое же»), убеждает князей жить в мире и подчиняться старшему, киевскому князю. Именно Святослав Киевский обращается к Игорю и Всеволоду со словами укоризны, что они отправились «себе славы искати», он порицает с горечью «княжеское неспособие». Поэтому так восхваляются в «Слове» победы Святослава Киевского.

Святослав Киевский
     Главенство киевского князя подчеркнуто и тем, что вопреки действительным родственным связям, Святослав называет своих двоюродных братьев Игоря и Всеволода «сыновцами» (племянниками), а его самого автор называет «Отцом» (Игорь и Всеволод пробудили зло, которое «бяше успилъ отецъ ихъ Святославъ грозный великый Киевскыи»).
     Этой идее посвящены и исторические экскурсы, автор осуждает Олега Гориславича (отчество Святославич изменено автором для укоризны) «ковавшего крамолы», он с гордостью вспоминает о времени Владимира Святославича - времени единения Руси.
    Тогда было иначе, а сейчас порознь развиваются «стязи Рюриковы, а друзии Давыдовы».

Время написания
     Некоторые исследователи полагают, что памятник мог быть создан не позднее 1 октября 1187 г. - времени, когда умер Ярослав Осмомысл, так как в «Слове» он упоминается как живой. Однако обращения к князьям носят в памятнике риторический характер, и автор мог обратиться к Ярославу и после его смерти: ведь во время похода и пленения Игоря он был еще жив. Здравица, провозглашенная в конце «Слова» в честь Всеволода Святославича, не могла быть уместной после смерти этого князя, а он умер в 1196 г., и, следовательно, «Слово» написано не позднее этой даты. Однако вопрос о точной датировке памятника все еще остается открытым.
     Высокие художественные достоинства «Слова» дают возможность говорить о его авторе как о профессиональном поэте, книжнике, обладающем большим литературным талантом, хорошо знающем книжные памятники своего времени (в частности, летописи, на которые он опирается, повествуя о походе Игоря и событиях XI в.), а также народную и дружинную поэзию.

Автор «Слова…»
     В последнее время стала популярной точка зрения, согласно которой автор «Слова» - княжеский дружинный певец, подобный Бояну.
     В литературе не раз предпринимались попытки назвать имя автора «Слова», отождествить его с определенным историческим лицом, но ни одна из точек зрения не может считаться доказанной. Но можно с уверенностью сказать, что безымянный автор - это человек с широким историческим кругозором, отлично разбирающийся в сложных политических перипетиях своего времени, патриот, сумевший подняться над узостью интересов своего княжества до высоты общерусских интересов.
      Автор «Слова» прекрасно осведомлен в политической обстановке описываемого времени, в родовых связях князей, в военных вопросах своего времени. Все это указывает на то, что автор «Слова» - один из придворный риторов, книжников и поэтов, которые, как правило, являлись одновременно советниками (думцами) князя, выполняли посольские поручения, будучи членами старшей дружины.








Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Всероссийский конкурс
Календарь
«  Май 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 431

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 431

Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Погода
Рекомендую



Copyright MyCorp © 2012 - 2021