Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией (от греч. lexikos — словарный + logos — учение). Лексикология рассматривает словарный состав языка в следующих аспектах: • с точки зрения смыслового значения; • с точки зрения происхождения; • с точки зрения активного и пассивного употребления; • с точки зрения экспрессивно-стилистической окрашенности; • с точки зрения сферы употребления.
Основной лексической единицей языка является слово. Слова служат для обозначения предметов (дверь, карандаш), отвлечённых понятий (честность, доброта), явлений (туман, излучение), действий (думать, работать), признаков (частый, сильный; громко, всюду), количества (пять, много). Слово имеет форму (звуковую и графическую) и содержание (значение, смысл). То, что обозначает отдельное самостоятельное слово, является его лексическим значением.
Лексика русского языка тесно связана с его словообразовательной системой. Слова можно разделить на две группы: первичные, или непроизводные (т. е. не образованные ни от каких других слов), и производные (образованные различными способами от первичных слов и других производных). Непроизводные слова являются основой словообразовательного процесса. Значение имеют не все слова русского языка. Слово может иметь одно лексическое значение (однозначные слова): синтаксис, тангенс, ватман, потайной и др. Слова, имеющие два, три и более лексических значения, называются многозначными:рукав, теплый. Многозначные слова бывают среди всех самостоятельных частей речи, кроме числительных. Определить конкретное значение многозначного слова можно только в контексте: звезда — на небе зажглись звезды; звезда экрана; морская звезда.
Лексическое значение может быть объяснено: • описательно, характеристикой отличительных признаков предмета, действия, явления; • через однокоренное слово; • подбором синонимов.
Лексический запас русского языка представлен в толковых словарях, которые толкуют значения слов. В словарной статье даются грамматические характеристики слова, стилистические пометы, отражающие различные аспекты рассмотрения лексики, приводятся устойчивые словосочетания с данным словом.
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть