Главная | Регистрация | Вход | RSS | Четверг, 18.04.2024, 08:39 |
Приветствую Вас Гость |
|
Сочинение - рассуждение Критерии оценки сочинения-рассуждения Приступая к работе над сочинением, следует помнить о том, что в формулировке задания заложены те критерии, по которым будет оцениваться сочинение: смысловая цельность, композиционная стройность, связность изложения мыслей, умение членить текст на абзацы. Сочинение, которое вам предлагают написать – это сочинение по прочитанному тексту, поэтому оценивается и ваше умение «читать» предложенный текст. Иными словами, оценивается насколько верно, без искажений вы поняли текст, прокомментировали его содержание и сформулировали позицию автора, как вы умеете выражать свое мнение о прочитанном тексте (согласившись или не согласившись с автором) и убедительно аргументировать его. Сочинение на ЕГЭ отличается по объему от сочинения на литературную тему, оно значительно меньше. Однако это не облегчает, а усложняет задачу, так как в небольшом по объему сочинении вам предстоит отразить и понимание вами проблемы прочитанного текста, и свое отношение к ней, и языковые средства выразительности. При этом сочинение должно быть написано логично, последовательно, хорошим литературным языком, без ошибок. Критерии оценки сочинения-рассуждения смотрите здесь. План написания сочинения НачалоВнимательно прочитайте текст и выделите главную мысль. Решите, что хотел сказать автор, о чем он размышляет и к какому выводу приходит. После повторного прочтения обратите внимание на героев и их действия, выделите яркие эпизоды текста, которые подтверждают выделенную вами проблематику. Правильно определите проблему Главная задача - сформулировать проблему текста. Найти вопрос, на который автор пытается дать ответ. Иногда это несложно: в тексте задается вопрос или прямо проговаривается, что именно волнует автора. Например, "Что такое любовь?" или автор поднимает проблему халатного отношения к животным. Иногда это сложнее. Проблем может быть несколько и нужно найти главную. Чтобы выделить одну проблему, обратите внимание на позицию автора. Она должна быть раскрыта с помощью примеров из жизни, литературы и других аргументов. С чего автор начал, какая из проблем более масштабная? Это и будет основной проблемой. Напишите комментарий к проблеме Здесь нужно хорошо постараться, ведь за этот критерий можно получить 5 баллов. Комментарием вы должны подтвердить то, что проблема, о которой вы упоминали выше, действительно существует. Важно, проблема должна быть прокомментирована с опорой на текст. Здесь вы должны объяснить, как автор раскрывает проблему, какие приемы и средства для этого использует, дать оценку действиям героев, отметить языковые особенности, которые способствуют раскрытию проблемы. Правильно обозначьте смысловую связь между примерами Приводя примеры, вы должны показать, как они соотносятся друг с другом. Они могут: - подтверждать одну и ту же мысль: сопоставлены; - демонстрировать полярные точки зрения: противопоставлены. Передайте позицию автора Здесь вы должны найти позицию автора в предложенном тексте, а не выдумать ее. Обратите внимание на яркие фразы, мнение автора. Они помогут сформулировать авторскую позицию. Для передачи мысли автора можно использовать следующие конструкции: «мысль автора выражена следующими словами...», «автор считает, что…». Обозначьте свою позицию Экзаменуемый должен выразить свое отношение к авторской позиции: согласен он с ней, не согласен или же это согласие частичное. Не забывайте аргументировать свое мнение, привлекая факты из текста, примеры из художественных, научных, публицистических произведений, а также не забывайте про личный опыт. Подведите итог В завершающей части сочинения поделитесь с проверяющим, о чем вас заставил задуматься текст. Обобщите уже проанализированную информацию, дайте оценку сказанному. Главное, не дублируйте свое мнение или позицию автора. Работа с отрывком из повести В.М.Санина «Когда я был мальчишкой» О чём только не мечтали в войну! Идёшь по улице — и вдруг находишь целую хлебную карточку! Или: союзники открыли второй фронт. Вот это было бы здорово! Но никогда и нигде я не слышал ничего прекраснее мечты моей мамы — нет, всех миллионов мам: «Эх вы, сони, проспали — война окончилась!» Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять. Можете напрячь воображение, вспомнить кинокартины о войне, книги о войне, рассказы дедушек и бабушек, пап и мам, сделать вид, что вы поняли и даже произнести: «Да-а-а!» — всё равно тем, кто не жил этой мечтой, её не понять. А мы, мальчишки военных лет, понимали. В том числе понимал и я, далеко не самый пострадавший. Понимал и умом и сердцем, всем своим существом. Потому что на наших глазах окрасилась кровью родная земля. Потому что в городе, в котором я прожил короткие детские годы, теперь были фашисты. Потому что моя бабушка, мои тётки и их дети — мои братья и сестры — были расстреляны. Потому что мы каждый день видели газеты с фотографиями замученных, повешенных, растерзанных советских людей. Потому что от отца три месяца не было писем, пока он не вышел из окружения. Потому что я видел глаза мамы, когда эшелон увозил брата на фронт. Потому что я видел глаза мамы, когда к нам входил почтальон: кто знал, что он принёс в своей сумке? Потому что я видел и слышал, как бились головой о стену, катались по полу, выли женщины, потерявшие мужей и сыновей. Нет ничего трагичнее гибели и ничего прекраснее возвращения с победой. В войну научились мечтать о главном. Вот почему я больше всего мечтал о том, как вернусь с фронта домой, своим ключом открою дверь — неожиданно — и увижу мамины глаза, из которых навсегда уйдёт печаль. (По В. Санину) Проблема В чём величайшая трагедия войны? На этот вопрос отвечает в своём тексте Владимир Маркович Санин. Первый пример Автор вспоминает своё детство, пришедшееся на военные годы, и рассказывает о сокровенной мечте миллионов советских людей - мечте об окончании войны: «Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять». Пояснение к первому примеру Действительно, никакие книги или фильмы о войне не могут передать ужаса, боли и страданий, которые пережили люди военного поколения. Связь между примерами Однако долг писателя, свидетеля событий войны, - рассказать читателям об этом страшном времени, поэтому далее автор перечисляет то, что навсегда врезалось ему в память. Второй пример Перед нами разворачивается череда страшных картин: город, занятый оккупантами, газеты с фотографиями замученных фашистами людей, женщины, оплакивающие погибших мужей и сыновей... Пояснение ко второму примеру И мы понимаем, почему рассказчик, как и все вокруг, мечтал о мире, о победе, мечтал увидеть, как печаль навсегда уйдёт из глаз его мамы и всех людей, которых коснулась война. Позиция автора Так автор убеждает нас в том, что война - это страшная трагедия, потому что приносит с собой смерть, разруху, голод, физическую и душевную боль, невыносимые страдания. Моя позиция Трудно не согласиться с автором текста в том, что война – это страшно. Она приносит невыносимые страдания не только защитникам, но и обычным людям. Примером этому является всем известная блокада Ленинграда. Тяжело осознавать число людей, погибших в это время. По разным данным, количество смертей колеблется от трехсот тысяч до полутора миллионов, что заставляет поистине ужаснуться бременем войны. Вывод Таким образом, каждый человек должен осознать бессмысленность и безумность войны. Именно от понимания этого людьми зависит, будут ли в дальнейшем продолжаться войны или нет. |
|
Copyright MyCorp © 2012 - 2024 |