Спор Павла Петровича и Базарова, идеологические разногласия героев
- Каково положение дел в Марьино после нескольких дней пребывания там Базарова?
Начало10 главы: Павел Петрович ненавидел Базарова, называл гордецом, нахалом, циником, плебеем. Прокофьич его не любил, называл «живодером» и «прощелыгой» и уверял, что он со своими бакенбардами – настоящая свинья в кусте. Прокофьич по-своему был аристократ не хуже Павла Петровича..
Павел Петрович был крайне раздражен, а реплика Базарова, что Николай Петрович «человек отставной, его песенка спета» усугубила положение: «Ну я так скоро не сдамся. У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую».
- В каком же состоянии находятся Павел Петрович и Базаров накануне спора?
Павел Петрович вошел в гостиную уже готовый к бою, раздраженный и решительный, он ждал только предлога. Базаров вообще говорил мало в присутствии «старичков Кирсановых», а в этот вечер чувствовал себя не в духе и молча выпивал чашку за чашкой.
- Какой предлог нашел П.П. ,чтобы начать схватку?
«Дрянь, аристократишко», - равнодушно заметил Базаров об одном из соседских помещиков. У П.П. даже губы задрожали… Спор начался.
- Какой предлог нашел П.П. ,чтобы начать схватку?
«Дрянь, аристократишко», - равнодушно заметил Базаров об одном из соседских помещиков. У П.П. даже губы задрожали… Спор начался.
Давайте посмотрим, по каким моментам герои решительно расходятся во мнении.
Составляем таблицу по ходу изысканий.
Павел Петрович | Базаров |
1. Об отношении к аристократии и ее роли в обществе. | Об отношении к аристократии и ее роли в обществе. |
« я уважаю аристократов настоящих», «аристократия дала свободу Англии» | «слыхали мы эту песню много раз» (движущей силой английской революции 1649 года была мелкая буржуазия и крестьянство) «что вы этим хотите доказать?» (события чужой страны 200-летеней давности не могут объяснить частный случай российской жизни) |
Без чувства собственного достоинства без уважения к себе – что развить в аристократе – нет прочного основания общественному зданию. | Вы вот уважаете себя и сидите сложа руки, какая же от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и делали б то же самое. (убедительно ли это было для П.П. – да, тот побледнел) |
П.П. разбит и теперь голословно обвиняет Базарова в беспринципности «аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди» | Аристкратизм, либерализм, прогресс, принцип – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку до них и дела нет |
2. О русском народе и отношении к нему | О русском народе и отношении к нему |
«Я вас не понимаю! Вы оскорбляете русский народ, как можно не признавать принсипов, правил. Логика истории требует… В силу чего вы действуете… Все? Как? Не только искусство, но и …страшно вымолвить… | «Куда нам до таких отвлеченностей. Вы же не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить кусок хлеба в рот, когда вы голодны» .(народу надо конкретное решение конкретных вопросов) Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным (для народа, общества). В теперешнее время полезнее всего отрицать – мы отрицаем. Все Что же страшно вымолвить? Самодержавие, крепостное право, религию – то, что П.П.считает незыблемым |
Вмешивается Николай Петрович: вы все разрушаете, да ведь надобно же и строить. П.П: нет, нет. Русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры. (вспомнить 3 главу: как П.П. разговаривает с мужиками, нюхая платочек) Нет, вы не русский после всего, что вы сейчас сказали А вы говорите и презираете в то же время | Это уже не наше дело…Сперва нужно место расчистить? В этом вы правы, но это ничего не доказывает. Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что же? Мне соглашаться с ним! Я сам русский. Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете. Что ж, коли он заслуживает презрения… А кто вам сказал, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете! |
3. О нигилизме | О нигилизме |
Что же вы делаете | Мы ничего не проповедуем…(речь Базарова) |
Так вы что? Вы действуете что ли? Несчастный! Хоть бы ты подумал, что в России ты поддерживаешь твоею пошлой сентенцией! | Базарову стало досадно, зачем он так распинается перед этим барином. П.П. не может и не хочет понять Б. В ответ молчание, П.П. вздрогнул. Почему? Молчание – знак согласия. П.П. понял, что такие, как Базаров уже действуют. Аркадий: Мы ломаем, потому что мы сила. Базаров: коли раздавят – туда и дорога… |
4. Об искусстве, семье и государстве | Об искусстве, семье и государстве |
П.П. говорит о Рафаэле У П.П. нет других слов, кроме как «болван» Община семья | Б: Рафаэль гроша ломаного не стоит… Вспомним гл 6 : порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта Базаров предлагает П.П. найти в современном обществе что-нибудь, что не вызвало бы полного и беспощадного отрицания. Но и эти понятия Б. отрицает |
- Как можно охарактеризовать спор между ПП и Базаровым? Какова смысловая нагрузка этого эпизода в романе?
Это не просто спор отдельных людей, это столкновение разных поколений и разных политических взглядов. В конце10 главы Николай Петрович делает своеобразный вывод: мы принадлежим к разным поколениям. Пилюля горька – а проглотить ее нужно. Вот настала и наша очередь. Тургенев говорит о психологическом разрыве двух поколений, проявляется конфликт «отцов и детей» и отголоском этого явления 11 гл.
Это не просто спор отдельных людей, это столкновение разных поколений и разных политических взглядов. В конце10 главы Николай Петрович делает своеобразный вывод: мы принадлежим к разным поколениям. Пилюля горька – а проглотить ее нужно. Вот настала и наша очередь. Тургенев говорит о психологическом разрыве двух поколений, проявляется конфликт «отцов и детей» и отголоском этого явления 11 гл.