Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 28.04.2024, 02:06

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода


Изобразительно-выразительные средства русского языка

Переносное значение слова лежит в основе ряда изобразительно-выразительных средств языка: метафоры, сравнения, олицетворения, эпитета.

Метафора основана на перенесении значения по сходству. Метафоры близки к сравнению и олицетворению: В трепетный сумрак озябшего сада льется со степи волнами прохлада. (И. Бунин). Метафоры могут быть оригинальны, необычны, вызывать эмоциональные ассоциации и помогать лучше представить себе явление или событие.

Сравнение — это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. С его помощью говорящий (пишущий) привлекает к предмету (явлению) особое внимание. Сравнение может представлять собой сравнительный оборот (отражались, как в зеркале; как птица, нырнул он между ветвями); сложноподчиненное предложение с придаточным сравнительным или сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа (ползет улиткой).

Олицетворение — художественный прием, основанный на наделении неодушевленных предметов человеческими качествами и чувствами: Солнце медленно всплывает над узкой тучкой. Содрогаясь от мук, побежала над морем зарница.

Эпитет — это художественное определение, позволяющее более ярко характеризовать свойства и качества предмета или явления и обогатить содержание высказывания (страстная любовь к людям; жгучий интерес к их нравам).

Выразительность русской речи

Под выразительностью речи понимаются такие её особенности, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у слушателя (читателя), воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.

Условия, от которых зависит выразительность речи:
1. Самостоятельность мышления автора речи, глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения.
2. Отношение автора к содержанию высказывания. Внутренняя убеждённость говорящего (пишущего) в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придаёт речи (особенно устной) эмоциональную окраску.
3. Умение донести информацию до слушателя (читателя), вызвать у него интерес и внимание. Это достигается тщательным отбором языковых средств с учётом условий и задач общения.

Тренировать навыки хорошей речи помогает внимательное чтение образцовых текстов (художественных, публицистических, научных), пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразительно, а также самоконтроль (умение контролировать и анализировать свою речь).

К выразительным средствам языка обычно относят тропы (употребление слов и выражений в переносном значении: эпитеты, метафоры, гиперболы и т. д.) и стилистические фигуры: инверсии, риторические вопросы, повторения и т. д. Однако выразительные возможности языка этим не ограничиваются: средством выразительности способна стать любая единица языка всех его уровней (даже отдельный звук), а также языковые средства (жесты, мимика, пантомимика).

Список терминов к заданиям по анализу средств выразительности

Эпитет — образное определение, обычно выраженное прилагательным: шёлковые кудри.

Сравнение — изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного понятия, явления с другим: Я песней, как ветром, наполню страну (А. Прокофьев).

Метафора — перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству: блистать эрудицией.

Олицетворение — частный вид метафоры, перенос человеческих свойств на неодушевлённые предметы: Утешится безмолвная печаль (А. Пушкин).

Гипербола — преувеличение: в сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский).

Литота — противоположность гиперболе; выражение, состоящее в преуменьшении величины, силы явления: мальчик с пальчик.

Ирония — неявная, скрытая насмешка: Ты всё пела? Это — дело («Стрекоза и Муравей», И. Крылов).

Гротеск — предельное преувеличение или преуменьшение, основанное на причудливом, часто уродливом сочетании фантастического и реального, страшного и смешного (гротескные описания в «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина).

Антитеза — противопоставление: Я — царь, я — раб, я — червь, я — Бог! (Г. Державин).

Градация — расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию: И где ж Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? (А. Пушкин).

Оксюморон — сочетание слов, противоположных по смыслу: горькая радость, сладкая боль.

Анафора — единоначатие, повторение элементов в начале смежных фраз: Когда умирают кони — дышат, когда умирают травы — сохнут, когда умирают солнца — они гаснут, когда умирают люди — поют песни (В. Хлебников).

Инверсия — необычный порядок слов в предложении: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом (М. Лермонтов).

Риторический вопрос — утверждение в форме вопроса, не требующего ответа: Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А. Пушкин).




Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Всероссийский конкурс
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 639

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 660



Copyright MyCorp © 2012 - 2024