Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 01:15

Меню сайта
Методическая копилка
Обучающимся
Электронный журнал

ГИС "Образование Югры"
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода


TestEdu v1.3 - 2022 год Лексическое значение слова № 1
Задание 2. Тест предназначен для проверки усвоения темы.
Русский язык 11 класс   |    Вопросов: 10   
Вопрос № 1

Археологи обнаруживают остатки древних поселений, раскапывают старые захоронения, находят там различные ВЕЩИ, которые СЛУЖИЛИ когда-то людям. <…> вещи реальны, конкретны, их можно пощупать, осмотреть, изучить. А где "КОПАТЬ" лингвисту? Правда, у лингвиста есть древние рукописи. Но письменность возникла сравнительно недавно, а как проникнуть сквозь тьму веков, заглянуть в те времена, когда люди не имели письменности (во всяком случае нам о ней ничего не известно)?
Если нет прямых свидетельств, то, возможно, есть косвенные... Взрослый человек может представить, как он говорил в детстве, наблюдая других детей. А что если сравнивать разные ЯЗЫКИ? Ведь известно, что во многих из них есть общие черты, они могут быть близкими родственниками (как, например, русский и украинский) или дальними (санскрит - язык Древней Индии и английский). Ученые открыли даже родственные связи между отдельными СЕМЬЯМИ - семьей славянских языков (русский, польский, болгарский и др.), семьей романских (французский, итальянский, испанский и др.). Как распределяются по родам слова других языков? Как употребляются эти слова?
Естественно, что ответы на эти вопросы скорее всего могли дать языки, менее других подвергшиеся позднейшим изменениям. Поэтому ученые и заинтересовались самыми древними из известных нам языков.
(По В.В. Одинцову)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ЯЗЫК. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык.
СЛУЖИТЬ. Нести, исполнять службу. Служить в армии.
СЕМЬЯ. Группа родственных языков. Семья языков.
ВЕЩЬ. Нечто, обстоятельство, явление.Произошла непонятная вещь.
КОПАТЬ. Отваливая землю, доставать, извлекать. Копать картофель.
Вопрос № 2

Не только радость, но и обязанность...
Наверное, очень многие хотят иметь собаку. <…> могут далеко не все. И не только потому, что иногда не позволяют УСЛОВИЯ. Собака - это не только радость, но и забота, обязанность, необходимость чем-то поступиться. Ее надо выводить гулять. Значит, нужно вставать на час раньше, чтобы выйти с ней до школы. Надо вывести и днем - ведь она живое СУЩЕСТВО. А если в это время захочется пойти в кино, на стадион? Собаку надо обучать... И не день, и не два - годы. Многие не выдерживают... Отдают, продают, выбрасывают. На дождь, на мороз. Тощие, злые, с ПОТУХШИМИ глазами бродят собаки по дворам, по пустырям. Кто-то обрек их на это, у кого-то не дрогнула рука, не ДРОГНУЛО СЕРДЦЕ...
(По Ю. Дмитриеву)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

СУЩЕСТВО. Сущность, внутреннее содержание чего-н., суть. Существо дела.
ПОТУХШИЙ. Утративший блеск, живость, жизнерадостность. Потухший взгляд.
УСЛОВИЕ. Обстановка, в к-рой происходит, осуществляется что-н. Жилищные условия.
ДРОГНУТЬ. Не выдержав натиска, начать отступать. Вражеская цепь дрогнула.
СЕРДЦЕ. Важнейшее место чего-н., средоточие. Сердце нашей Родины.
Вопрос № 3

Тоска по Москве
Вскоре начались дожди. Они шли по ночам. Дни от <…> стали настороженно-молчаливыми. Во дворах было пусто. Люди попрятались от непогоды, которую в городе почти никто не замечает. Валька слонялся один, и ему казалось, что в ЦЕЛОМ мире были эти медленно идущие дожди.
Он тосковал по Москве. Тосковал по ЖИЗНИ, в которой все время что-то происходит. Хотелось ТОЛКАТЬСЯ и спешить. Хотелось, чтобы кругом говорили о делах. Но больше всего ТЯНУЛО Вальку к улицам. Хотелось даже того, чего он раньше не любил. Не любил он бывать на улице, когда все возвращаются с работы и народу так много, что просто темно идти. Ничего не видишь, кроме портфелей и продуктовых сумок. Если повезет и встретится собака, то целиком ее тоже никак не увидишь- или нос мелькнет, или хвост.
Лучше всего на улицах ранним утром. Волнующе пахнет политый асфальт. Просторно. Никто не тычет мокрым луком в лицо. Никто не торчит над тобой. Видно, какие красивые дома, видно все на витринах, а главное, машины видны. Какое это наслаждение стоять у КРАЯ тротуара и ждать, пока все они пройдут.
(По Р. Достян)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ТЯНУТЬ. Медленно делать что-н., медлить с осуществлением чего-н. Тянуть время.
КРАЙ. Предельная линия, предельная часть чего-н. На краю обрыва.
ЖИЗНЬ. Период существования. Моя жизнь в деревне.
ТОЛКАТЬСЯ. Ударять, нажимать, стараясь открыть. Толкаться в дверь
ЦЕЛЫЙ. Неповрежденный, без изъянов. Все вещи целы.
Вопрос № 4

В соответствии со ст. 125 Трудового КОДЕКСА РФ отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная <...> этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего ГОДА или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. При отзыве из отпуска ДОЛЖЕН быть произведён перерасчёт заработной ПЛАТЫ. За те дни, которые сотрудник отработал вместо отпуска, ему начисляется заработная плата. Отпускные за неиспользованные дни отпуска по договорённости с работодателем ВНОСЯТСЯ работником в кассу или оформляются как аванс под будущую зарплату.

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

КОДЕКС. Совокупность правил, убеждений (книжн.). Кодекс чести.
ГОД. Промежуток времени, в который завершается цикл каких-н. работ, занятий. Учебный год.
ПЛАТА. Награда или кара, воздаяние. Плата за предательство.
ДОЛЖЕН. Взял взаймы, обязан вернуть долг. Должен мне сто рублей.
ВНОСИТЬ. Платить, делать денежный взнос. Вносить плату.
Вопрос № 5

В связи с вопросом о предмете стилистики выдвигается вопрос об особом стилистическом уровне. При этом обычно говорят об уровне разнообразных стилистических приемов. Однако стилистические приемы создаются и употребляются в РЕЧИ, в тексте в процессе функционирования. Назначение их самое разное в зависимости от коммуникативных ЗАДАЧ. Они могут твориться заново, СТРОИТЬСЯ по известным моделям и, наконец, использоваться в готовом виде. В структурном отношении они могут быть лексико-семантическими, словообразовательными, фразеологическими, грамматическими (в том числе синтаксическими), а также собственно текстовыми сущностями (выходящими за пределы предложения), например, композиционными. Это говорит о том, что особого языкового уровня (в общепринятом речеведческом смысле) они не образуют, так как составляют неравновеликие и качественно разнородные, то есть принадлежащие к разным языковым ярусам, единицы и явления. (В языке нет уровня, состоящего из каких-то особых, САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ стилистических единиц или приемов.) Правда, все эти средства объединяются единой функцией в речи - направленностью на эффективность высказывания. Таким образом, и стилистика приемов "прорезает" разные уровни языковой системы, а <…> и не составляет особого уровня языка. Кроме того, эта стилистика ПРИЕМОВ представляет собой аспект употребления языка, узус, то есть опять-таки "особый угол зрения", и, соответственно, относится к функционированию языка.

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

РЕЧЬ. Звучащий язык (противопоставление системы языка и её функционирования). Русская речь музыкальна.
ЗАДАЧА. Упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления. Сборник упражнений.
СТРОИТЬСЯ. Становиться в строй. "Ровняясь, строятся полки" Пушкин.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ. Решительный, обладающий собственной инициативой. Самостоятельный человек.
ПРИЁМ. Способ в осуществлении чего-либо. Художественный приём.
Вопрос № 6

Мне рассказали недавно ИСТОРИЮ о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый ДОМ, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, <…> она чувствовала себя, как дома.
Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась и вечером, если вы проходили мимо, вас КАСАЛСЯ задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у КОРНЯ, а забрал юную пушистую ВЕРХУШКУ. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом...
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: "Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку".
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
(По Т. Тэсс)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ИСТОРИЯ. Рассказ, повествование (разг.)
ДОМ. Место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями существования.
КАСАТЬСЯ. Затрагивать какой-н. вопрос в изложении.
КОРЕНЬ. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.
ВЕРХУШКА. Верх, верхняя часть чего-либо.
Вопрос № 7

Московское городское объединение книжной торговли "Москнига"
Приказ № 37
15.05.93
Об активизации работы по пропаганде и распространению
печатных изданий среди молодежи
Во исполнение РЕШЕНИЯ Правительства Москвы от 24.04.93 № 4281 "Об активизации РАБОТЫ по пропаганде и распространению среди молодежи печатных изданий, раскрывающих внутреннюю и внешнюю ПОЛИТИКУ российского государства"
ПРИКАЗЫВАЮ
1. Директорам магазинов городского подчинения организовать книжные выставки, раскрывающие роль молодежи в перестройке к 01.07.93.
2. Директорам районных книжных объединений УТВЕРДИТЬ планы пропаганды и распространения книг <…> молодежи через народные книжные магазины и отделения Всероссийского общества любителей книги к 15.07.93.
3. Директору магазина т. Зайцевой Л. А. разработать предложения о создании молодежного КЛУБА книголюбов на базе магазина № 185 "Молодая гвардия" до 05.07.93.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела организации торговли т. Петрова И. В.
Генеральный директор (личная подпись)
А. В. Горбунов

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

РЕШЕНИЕ. Ответ к задаче, искомые числа или функции.
РАБОТА. Занятие, труд, деятельность.
ПОЛИТИКА. Образ действий, направленных на достижение чего-н., определяющих отношения с людьми
УТВЕРДИТЬ. Окончательно установить, принять, официально оформить.
КЛУБ. Общественная организация, объединяющая людей на основе общности, сходства, близости интересов занятий.
Вопрос № 8

Стыдно, женка. <…> на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или ПОЧТА, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. ПИСЬМО твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за ОХОТА таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, СКВЕРНУЮ оперу? Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая НАТУРА.
(по А.С. Пушкину)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ПОЧТА. Сообщение между пользователями компьютеров посредством модемной связи, сети Интернет и т. п.
ПИСЬМО. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н.
ОХОТА. Поиски, выслеживание зверей, птиц с целью умерщвления или ловли.
СКВЕРНЫЙ. Плохого качества, негодный, неважный.
НАТУРА. Характер человека, темперамент.
Вопрос № 9

Есть много книг о "хороших манерах". Эти книги объясняют, как ДЕРЖАТЬ себя в ОБЩЕСТВЕ, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит <…>, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.
Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это СОБРАНИЕ "рецептов" поведения?
В основе всех хороших манер лежит одна ЗАБОТА - о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. Не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол - опять-таки, чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть.
Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. И воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них - бережное отношение к людям, к ПРИРОДЕ.
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим. А тогда манеры сами придут к вам, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять.
(По Д.С. Лихачеву)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ДЕРЖАТЬ. Иметь в руках.
ОБЩЕСТВО. Та или иная среда людей, компания.
СОБРАНИЕ. Лица, собравшиеся для обсуждения и решения каких-нибудь вопросов, участники заседания.
ЗАБОТА. Внимание, попечение, уход.
ПРИРОДА. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку.
Вопрос № 10

ПРАВИЛО 3 (факультативная окраска презумпций). <...> составляющая с потенциальной презумпцией Р ЯВЛЯЕТСЯ синтаксическим актантом миропорождающего предиката, то имеется две возможности: а) Р является презумпцией в соответствующем мире и может быть переведена в презумпцию реального МИРА (или, по крайней мере, в суждение, истинное в реальном мире) при соответствующем изменении содержания - модальной "ОКРАСКЕ" (термин "окраска" - из Schiebe 1979); б) Р остается презумпцией в реальном мире. Различие пониманий а) и б) не имеет регулярного семантического ВЫРАЖЕНИЯ.
(По Е. В. Падучевой)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

ПРАВИЛО. Положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-н. явлений.
ЯВЛЯТЬСЯ. Приходить куда-н. по вызову, по какой-н. официальной надобности.
МИР. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны.
ОКРАСКА. Смысловой, выразительный оттенок чего-н.
ВЫРАЖЕНИЕ. Характерные внешние черты, отражающие душевное состояние, мимика.
.
Вход на сайт

Поиск
Алексеева Т.Н.
***
Душа ребенка – чистая слеза
В ней и тепло, и свет, и откровенье
А искренность, доверчивость в глазах
И ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять
При этом не поранить , не обидеть
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть
Международный конкурс
Всероссийский конкурс
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
Официальный блог
Сообщество uCoz
База знаний uCoz
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 638

Кто посетил сайт?

Всего ответов: 659



Copyright MyCorp © 2012 - 2024