Задание 11. Анализ средств выразительности
Формулировка задания:
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла?
2) И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца.
3) К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз.
4) Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде.
5) Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий.
Алгоритм выполнения задания № 11
1) Внимательно прочитайте задание, выделив для себя, какое именно средство выразительности необходимо найти.
2) Для выполнения задания 3 достаточно знать следующие термины: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.
3) Не путайте метафору, сравнение и сравнительный оборот
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла?
2) И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца.
3) К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз.
4) Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде.
5) Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий.
Алгоритм выполнения задания № 11
1) Внимательно прочитайте задание, выделив для себя, какое именно средство выразительности необходимо найти.
2) Для выполнения задания 3 достаточно знать следующие термины: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.
3) Не путайте метафору, сравнение и сравнительный оборот
Языковые средства выразительности
Языковое средство | Определение приема | Примеры |
Аллегория (иносказание) | Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. | Аллегорическое изображение войны 1812 года в басне И.А.Крылова «Волк на псарне». |
Аллитерация | Повторение в тексте согласных звуков. | Знакомым шумом шорох их вершин Меня приветствовал.(А. Пушкин) |
Анафора | Повторение слов, словосочетаний в начале предложений. | Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья…( М. Лермонтов) |
Антитеза | Контраст, противопоставление явлений и понятий. | Я царь – я раб, я червь – я Бог!( Г. Державин) |
Ассонанс | Повторение в тексте ударных гласных звуков. | Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм…(А. Пушкин) |
Бессоюзие | Намеренный пропуск союзов. | Швед, русский – колет, рубит, режет…(А. Пушкин) |
Гипербола | Художественное преувеличение. | Я видывал, как она косит: Что взмах – то готова копна.(.Н. Некрасов) |
Градация | Расположение слов, выражений по возрастающей(восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости. | Они, эти овощи, действительно были синие, вернее сказать - темно-лиловые, почти черные, глянцевитые, какие-то кожаные. ( В. Катаев) |
Именительный (падеж) темы | Использование Им.падежа, определяющего тему, в начале текста. | Пушкин… Это светлое имя сопровождает нас всю жизнь. |
Инверсия | Нарушение прямого порядка слов. | По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит… (А.Пушкин) |
Ирония | Употребление слова в смысле противоположном прямому; насмешка. | Отколе, умная, бредешь, ты, голова? (об осле). (И. Крылов) |
Композиционный стык | Повторение в начале нового предложения слов,заключающих предыдущее. | На заре зарянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты… (Н. Сладков) |
Литота | Художественное преуменьшение. | … И уж листик с деревом шумит. Поют птички. (В.Тредиаковский) |
Метафора | Перенос значения с одного явления (или предмета) на другое на основе сходства между ними | Жизнь в Гремячем Логу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием. (М.Шолохов) |
Метонимия | Перенос значения (переименование) на основе смежности явлений. | Чёрные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и там…(Н.Гоголь) |
Многосоюзие | Намеренное использование повторяющихся союзов. | Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград. (В. Инбер) |
Окказионализмы (неологизмы) | Индивидуальные авторские словообразования. | …В нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины.(Г. Смирнов) |
Оксюморон (оксиморон) | Сочетание противоположных по значению слов. | И невозможное возможно, Дорога долгая легка.(А. Блок) |
Олицетворение | Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы. | Луна хохотала, как клоун.(С.Есенин) |
Парное соединение однородных членов | | Устройство школьного здания и территория вокруг него, размеры и оборудование помещений, температурный режим и освещение оказывают влияние на здоровье детей. |
Парцелляция | Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки. | Сердце сжимается от радости. Непонятной. Необъяснимой. И прекрасной. |
Перифраз(а) | Описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явления заменяется его признаком. | Унылая пора! Очей очарованье! (об осени) (А.Пушкин) |
Риторический вопрос, восклицание, обращение | Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия. | Какие радости в чужбине? Они в родных краях… (К.Батюшков) |
Сарказм | Высшая степень проявления иронии. | Всё стихотворение М. Лермонтова «Благодарность» наполнено сарказмом. |
Синекдоха | Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними (употребляется единственное число вместо множественного, множественное вместо единственного, часть вместо целого…) | … И слышно было до рассвета, как ликовал француз. |
Синтаксический параллелизм | Сходное, параллельное построение фраз, строк. | Привяжите руку к туловищу – она отсохнет. Лишите человека возможности или необходимости верить – высохнет душа. |
Сравнение | Сопоставление явлений или понятий с целью выделить особо важный признак. | Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево. (И. Тургенев) |
Умолчание | Прерванное высказывание, дающее возможность домыслить, размышлять. | Что со мною? Отец… Мазепа….(А. Пушкин) |
Эпитет | Образное определение, характеризующее свойство, качество какого-либо лица, явления, предмета. | Убит! ..к чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? (М.Лермонтов) |
Эпифора | Повторение слов, словосочетаний в конце предложений. | Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь) |
Фразеологизм | устойчивое словосочетание | «Обломов был не в своей тарелке...» (Гончаров) |